Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Специальный обзор законодательства от 27 июня 2012 года.

27.06.2012

Рассматриваемые проекты опубликованы на сайте Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ) 15 июня 2012 года и призваны заменить собой действующие акты, регулиру-ющие инвестирование собственных средств и страховых резервов.

Собственные средства страховых организаций включают в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нерас-пределенную прибыль. Страховые резервы формируются преимуще-ственно за счет выплачиваемых страховщику страховых премий и отражают величину не исполненных на данный момент времени обязательств страховщика по заключенным им со страхователями договорам страхования.

Проекты, предложенные Минфином РФ, вносят изменения в пере-чень активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств страховщиков в размере наибольшего расчет-ного показателя1, вводят дополнительные требования, предъявляе-мые к таким активам, а также существенным образом меняют лими-ты инвестирования средств страховых организаций.

Из перечня активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщиков, будут исключены переводные векселя (вне зависимости от характеристик векселедателей и акцептантов), а также займы, выданные физическим лицам. Теперь допустимым активом для инвестирования являются простые векселя, выданные банками, либо иными юридическими лицами.

В еще большей степени ограничение в части приобретения на сред-ства страховых организаций векселей коснется размещения страхо-вых резервов: для их покрытия могут быть использованы только простые векселя, выданные банками, в то время как текущее регу-лирование допускает приобретение простых и переводных вексе-лей, как банков, так и иных юридических лиц.

Значительно изменяются также критерии, которым должны соответ-ствовать активы, принимаемые для покрытия средств страховщиков. В первую очередь, это касается акций, облигаций, а также государ-ственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муници-пальных ценных бумаг. Теперь требования, предъявляемые к таким бумагам, зависят, в первую очередь, от того, относится ли ценная бумага к активам, находящимся на территории Российской Федера-ции, то есть, является ли ее эмитент российским резидентом. Такие ценные бумаги должны удовлетворять хотя бы одному из следую-щих требований:

- наличие у эмитента (выпуска) ценной бумаги рейтинга, соответ-ствующего уровню удовлетворительной кредитоспособности (финансовой надежности), одного из аккредитованных рейтин-говых агентств2;
- включение ценных бумаг в котировальный список «А» или «Б» хотя бы одним организатором торговли на рынке ценных бумаг в Российской Федерации (российской фондовой биржей).

В случае если ценные бумаги, принимаемые для покрытия средств страховых организаций, не относятся к активам, находящимся на территории Российской Федерации, они должны отвечать одновре-менно следующим требованиям:

- наличие у эмитента (выпуска) ценной бумаги рейтинга, соответ-ствующего уровню удовлетворительной кредитоспособности (финансовой надежности), одного из аккредитованных рейтин-говых агентств;
- включение ценных бумаг в котировальный список (прохождение процедуры листинга) хотя бы одного из иностранных организа-торов торговли на рынке ценных бумаг (иностранной фондовой биржи), входящих в перечень, установленный Минфином РФ3.

Для ценных бумаг, эмитированных международными финансовыми организациями, устанавливается отдельный критерий – они должны быть включены в Ломбардный список Банка России4.

Указанные критерии будут применяться для размещения как страхо-вых резервов, так и собственных средств страховщиков. Сравнивая изменения, предлагаемые Минфином РФ, с действующим регулиро-ванием, необходимо остановиться на нескольких моментах. Приме-нительно к активам, находящимся на территории Российской Феде-рации, можно говорить о смягчении требований, так как теперь становится возможным покрытие средств страховщиков за счет российских ценных бумаг, включенных в список «Б» российской фондовой биржи, в то время как сейчас такое инвестирование воз-можно только в ценные бумаги, включенные в котировальные спис-ки высшего уровня, то есть А1, что означает автоматическую необ-ходимость получения соответствующего кредитного рейтинга в со-ответствии с правилами большинства российских фондовых бирж.

Для иностранных ценных бумаг впервые разработаны собственные требования, в то время как текущее регулирование предлагает ис-пользовать одинаковые критерии как для иностранных, так и для российских бумаг, в том числе и включение их в котировальный список высшего уровня российским организатором торговли. Для них по-прежнему необходимым является получение рейтинга, одна-ко новое регулирование позволит размещать страховые средства в иностранные ценные бумаги, не имеющие листинга на российских фондовых биржах. Условие о включении ценных бумаг международ-ных финансовых организаций в Ломбардный список Банка России означает, что, помимо наличия у таких ценных бумаг или их эмитен-та соответствующего рейтинга, ценные бумаги должны быть допу-щены к обращению на ЗАО ММВБ или иной фондовой бирже, дей-ствующей на территории Российской Федерации, на которой Банк России выступает участником торгов5.

Помимо новых требований к эмиссионным ценным бумагам установлены дополнительные требования, которым должны соответство-вать простые векселя, используемые для покрытия средств страхов-щиков (для покрытия страховых резервов могут использоваться только простые векселя банков):

- ценные бумаги векселедателя должны быть включены в Лом-бардный список Банка России;
- векселедатель должен иметь рейтинг, соответствующей уровню удовлетворительной кредитоспособности (финансовой надежно-сти), одного из аккредитованных рейтинговых агентств.

Дополнительные требования вводятся также в отношении такого актива, как недвижимое имущество. Теперь его рыночная стоимость должна подтверждаться независимым оценщиком с периодичностью один раз в год, а стоимость по балансу не должна превышать ры-ночную стоимость.

Перечень активов, применяемых для покрытия собственных средств страховщиков, которые считаются находящимися на территории Российской Федерации, расширен за счет дебиторской задолженно-сти отдельных видов, а также отложенных налоговых активов.

Стоит отметить, что, несмотря на расширение перечня допустимых активов, новое регулирование, предложенное Минфином РФ, по-прежнему не позволяет осуществлять инвестирование страховых средств в российские депозитарные расписки, несмотря на то, что данный инструмент предусмотрен российским законодательством и может отвечать всем требованиям, предъявляемым к активам для целей покрытия страховых средств.

Рассматриваемые проекты приказов Минфина РФ вносят существен-ные изменения в структурные соотношения активов, в которые ин-вестируются средства страховых организаций.

Для всех видов страховых средств увеличен лимит инвестирования в акции и облигации: с 15% до 20% от расчетного показателя/величины страховых резервов применительно к акциям и с 20% до 45% применительно к облигациям. Также увеличены лимиты инве-стирования в недвижимое имущество, и лимиты, связанные с расче-том дебиторской задолженности страхователей и перестраховате-лей (там, где ее использование допустимо), максимальной величи-ной в страховых резервах доли одного перестраховщика в зависи-мости от его характеристик.
Увеличена суммарная стоимость активов, не находящихся на терри-тории Российской Федерации и принимаемых для покрытия соб-ственных средств и страховых резервов: с 20% до 35% от расчетно-го показателя для собственных средств страховщика и с 20% до 30% от суммарной величины для страховых резервов. При этом стоимость ценных бумаг, выпущенных международными финансовы-ми организациями, не может превышать 20% от расчетного показа-теля/величины страховых резервов. Ранее отдельного лимита для ценных бумаг, эмитированных международными финансовыми орга-низациями, предусмотрено не было.

Применительно к страховым резервам следует отметить значитель-ное увеличение той их части, которая может быть передана в дове-рительное управление - теперь она может составлять 50% от сум-марной величины страховых резервов вместо 20%.

Новые правила инвестирования страховых средств, предлагаемые Минфином РФ, содержат ряд новелл, касающихся размещения соб-ственных средств страховщиков. Одной из них является изменение показателя, определяемого для покрытия собственных средств стра-ховщиков. В настоящее время, это наибольший показатель из мини-мального размера уставного капитала и нормативного размера мар-жи платежеспособности. Редакция, предложенная Минфином РФ, говорит о наибольшем показателе между минимальным размером уставного капитала и нормативным размером маржи платежеспо-собности, умноженным на коэффициент в зависимости от видов деятельности страховщика. Для компаний, осуществляющих страхо-вание гражданской ответственности воздушного, водного, железно-дорожного транспорта и владельцев опасных объектов коэффици-ент установлен на уровне 1,3, для иных страховщиков – на уровне 1,1.

Новый проект требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страхов-щика, в отличие от действующего регулирования, устанавливает величины, на которые должны уменьшаться собственные средства:

- сумма непокрытого убытка отчетного года и прошлых лет;
- стоимость приобретенных страховщиком собственных акций (долей или частей доли в уставном капитале);
- суммы дооценки основных средств и нематериальных активов в результате их переоценки, зачисленных в добавочный капитал в соответствии с требованиями нормативных правовых докумен-тов по бухгалтерскому учету.

Изменилась методика расчета лимитов инвестирования собственных средств страховщиков в размере, превышающем расчетный показатель. Теперь ограничения устанавливаются не в зависимости от суммы собственных средств страховщика, а в зависимости от суммы активов, принимаемых для покрытия собственных средств в разме-ре, превышающем расчетный показатель. При этом активы, прини-маемые для покрытия собственных средств в размере расчетного показателя, не могут служить предметом залога или источником уплаты кредитору денежных средств по обязательствам гаранта (поручителя).

Отдельно регулируется величина заемных средств - она не должна превышать 60% суммы собственных средств страховщика (действующая редакция устанавливает ограничение в 15%). Дан-ный лимит на период до 31 декабря 2012 года не распространяется на:

- целевые кредиты, полученные для приобретения акций (долей участия в уставных капиталах) другого страховщика либо юри-дических лиц, владеющих более 50% акций (более 1/2 доли участия в уставном капитале) такого страховщика;
- займы, привлеченные путем эмиссии облигаций, эмитенту или выпуску которых присвоен рейтинг не ниже категории (класса), соответствующей уровню удовлетворительной кредитоспособно-сти (финансовой надежности), одного из рейтинговых агентств, аккредитованных Министерством финансов Российской Федера-ции и внесенных в реестр аккредитованных рейтинговых агентств.

Говоря о влиянии изменений, предлагаемых Минфином РФ, на ситу-ацию на рынке инвестирования страховых средств можно предполо-жить, что, несмотря на ужесточение требований к ряду активов, новое регулирование способно стимулировать более активное уча-стие страховых организаций в инвестиционной деятельности, а так-же развитие ряда отраслей, например, банковской, за счет увеличе-ния лимитов на привлечение заемных средств. Также важным из-менением является значительное увеличение доли страховых резер-вов, которые могут быть переданы в доверительное управление, что, безусловно, может оказать влияние на данный сегмент рынка.

_________________________________________________________________

1 В качестве расчетного показателя может применяться минимальный размер уставного капитала, установленный Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации», либо нормативный размер маржи платежеспособности, рассчитан-ный в соответствии с пунктами 6 – 8 Положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обяза-тельств, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 ноября 2001 г. № 90н.
2 Рейтинговых агентств, аккредитованных Министерством финансов Российской Федерации и внесенных в реестр аккредитованных рейтинговых агентств.
3 Перечень иностранных фондовых бирж приводится непосредственно в проектах рассматриваемых приказов и включает в себя следующие биржи: Амери-канская фондовая биржа (American Stock Exchange), Гонконгская фондовая биржа (Hong Kong Stock Exchange), Евронекст (Euronext Amsterdam, Euronext Brussels, Euronext Lisbon, Euronext Paris), Ирландская фондовая биржа (Irish Stock Exchange), Испанская фондовая биржа (BME Spanish Exchang-es), Итальянская фондовая биржа (Borsa Italiana), Корейская биржа (Korea Exchange), Лондонская фондовая биржа (London Stock Ex-change), Люксембургская фондовая биржа (Luxembourg Stock Exchange), Насдак (Nasdaq), Немецкая фондовая биржа (Deutsche Borse), Нью-Йоркская фондовая биржа (New York Stock Exchange), Токийская фондовая биржа (Tokyo Stock Exchange Group), Фондовая биржа Торонто (Toronto Stock Exchange, TSX Group), Фондовая биржа Швейцарии (Swiss Exchange), Шанхайская фондовая биржа (Shanghai Stock Exchange).
4 Ломбардный список - перечень ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России. («Положение о порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг», утвержденное Банком России 04.08.2003 № 236-П).
5 Указание Банка России от 27.11.2008 N 2134-У «О перечне ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России».

 

Обзор подготовлен юристами «Линии права». Наши специалисты будут рады рассмотреть иные интересующие Вас вопросы в рамках еженедельного обзора законодательства. Ваши вопросы и предложения по улучшению нашей работы просим направлять партнеру Линии права Андрею Новаковскому (Andrey.Novakovsky@lp.ru).
Более подробную информацию об услугах Вы можете полу-чить на сайте www.lp.ru. 

 

Источник: ФАКТОРинг ПРО по материалам Адвокатского бюро Линия Права 


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.