115583, г. Москва, ул. Елецкая, д. 8 к. 2
Наши социальные сети:

Аргумент и фактор

29.08.2008
Поэтому помимо текущих расходов компании приходится покрывать регулярно появляющуюся дебиторскую задолженность из других источников. До мая 2004 г. она это делала за счет кредитных ресурсов. Затем решила воспользоваться факторингом. "Мы заключили с банком соответствующий договор. В тот же день отгрузили товар на 120 тыс. грн. и вернулись в банк с накладной. На следующий день он заплатил 95 тыс. грн.", - рассказывает "ЧП" директор "Карапуза" Вячеслав Кондрашов. И с тех пор по факторинговой схеме через компанию прошло более 22 млн. грн.

Согласно Гражданскому кодексу (ГК) факторинг – финансирование под переуступку права долга. Эта относительно новая на отечественном рынке услуга стоит на порядок выше, чем кредит или другие виды займов. Тем не менее у нее все больше сторонников: за первое полугодие объем факторинговых операций превысил 3 млрд. грн. Это на 1 млрд. грн. больше, чем за аналогичный период 2007 г.

Как это работает

Сегодня факторинг предлагают почти все крупные отечественные банки и несколько независимых компаний. Это целый комплекс финансовых услуг, оказываемых, в частности, оптовым поставщикам товаров. Процедура предоставления факторинга следующая. Поставщик, который почему-либо работает с покупателями с отсрочкой платежа, может в виде аванса получить львиную долю своих денег, не дожидаясь их от клиентов. Для этого компании нужно заключить договор факторинга с банком или профильной фирмой. Отгрузив товар, она должна прийти с накладной и актом приема-передачи к фактору, и тот перечислит на ее счет до 90 % суммы поставки. Взамен фактор получает право требовать с дебитора всю сумму. Оставшиеся 10 % за вычетом комиссии фактор перечислит поставщику по мере их фактической оплаты покупателем. Благодаря такой схеме производитель может планировать свои финансовые потоки независимо от платежной дисциплины клиентов.

Однако участники рынка не согласны с определением факторинга, которое содержится в ГК. По их мнению, факторинг – это не финансирование, а прежде всего покрытие рисков. К примеру, компания обращается к фактору, если неуплата или задержка платежа чревата для нее серьезными проблемами (остановка производства, существенная потеря прибыли). «Если мы принимаем дебиторскую задолженность, то принимаем риск неплатежа, – говорит управляющий партнер консалтинговой факторинговой компании National Factor Group Алексей Сысоев (NFG занимается разработкой и внедрением факторинговых продуктов. – Авт.). – Скажем, мы покупаем права требования у предприятия, выпускающего кирпич, к строительной компании. Это значит, что уже не производитель, а мы торгуем этой продукцией. Не он, а мы должны звонить строителям, приезжать и напоминать, что они должны деньги. Если нужно, то и судиться».

Но фактор не заинтересован в доведении дела до суда и перед тем, как согласиться финансировать задолженность, самостоятельно изучает дебитора на предмет платежеспособности. Он вступает в сделку как сторона, заинтересованная в последующей оплате. Поэтому производитель может быть уверен в непредвзятости сделанного этой компанией аналитического заключения. «Если фактор соглашается финансировать задолженность, то для поставщика это своего рода подтверждение благонадежности его клиента-покупателя. Свидетельство того, что он правильно строит свою дилерскую сеть», – рассказывает начальник управления факторинговых услуг Укрсоцбанка Наталья Тиховская. Отслеживать недоработки в договорах поставки – задача юристов. Они отмечают в них положения, которые могут дать дебитору основания для неуплаты поставщику или для затягивания сроков оплаты.

Факторинг включает в себя также администрирование дебиторской задолженности. Это достаточно востребованная на рынке независимая услуга, которая может предоставляться отдельно. По заказу клиента фактор отслеживает состояние задолженности, собирает данные о расчетах с покупателями, напоминает дебитору о сроках оплаты и в случае необходимости проводит инкассацию платежей и судится.

Весь комплекс таких услуг делает факторинг дорогим инструментом. По словам госпожи Тиховской, в Укрсоцбанке он на 4-15 % годовых дороже, чем кредит или овердрафт. В NFG утверждают, что цена факторинга на рынке колеблется от 25 % до 60 % годовых. «Многие считают, что если услуга дорогая, то она суперприбыльная. Это не так. Высокой является ее себестоимость. Собственно финансирование у нас стоит столько же, сколько и кредит», – добавляет менеджер Укрсоцбанка.

И все же факторинг становится все более популярным. Несмотря на дороговизну, у него есть явные преимущества. «Кредиты – это долго, а нам нужны быстрые деньги. Для захвата доли рынка, для вхождения в торговые сети, расширения ассортимента и т. п. Это стимулирует рост продаж», – объясняет директор «Карапуза». В отличие от кредита, факторинговые операции не обеспечиваются залогом и их объем не ограничен. Такая услуга может существовать параллельно с кредитом, т. е. даже если все ликвидное имущество предприятия уже заложено, можно прибегнуть к факторингу.

Опасное занятие

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются банки и финансовые компании, – нехватка профессионалов. Ведь с точки зрения реализации факторинг – занятие хлопотное. Чтобы оказывать такие услуги, нужны квалифицированные юристы и специалисты, знающие тонкости различных производств. В противном случае факторинговый бизнес может закончиться плачевно для самих же финансистов. И, оказывается, в нем очень развито мошенничество. «Я знаю 15 организованных групп, которые занимаются «кидками» по факторингу. Назвать их по понятным причинам не могу. Скажу лишь, с какими товарами они работают: консервированное молоко, морепродукты, текстиль и металл», – говорит управляющий партнер NFG. По его словам, эти люди тщательно мониторят рынки и их участников вплоть до кадровых перестановок в компаниях. Алексей Сысоев утверждает: если из фирмы, предоставляющей факторинговые услуги, уходит команда опытных специалистов и курировать это направление будут неопытные или некомпетентные люди, то, поняв это, к фактору обязательно придут «кидалы». «Недавно я вел семинар по мошенничеству на рынке факторинга. Приехали около 10 человек. Стал им рассказывать о «кидалах». Оказалось, что трое из перечисленных были клиентами моей аудитории», – продолжает господин Сысоев.

Мошенники используют несколько схем. К примеру, если фактор не отслеживает реализацию поставленной продукции, то один и тот же товар может быть поставлен несколько раз. И, конечно, эти операции будет финансировать фактор. Известны случаи, когда «кидалы» приносили в разные банки копии одной и той же накладной.

По разным оценкам, в свое время пионеры факторингового рынка (Укрсоцбанк и «ТАС-Коммерцбанк») из-за мошенничества лишились от 10 млн. грн. до 100 млн. грн. Госпожа Тиховская оценивает пакет проблемного факторинга гораздо скромнее – не более 2,5 млн. грн. Но не отрицает, что мошенничество процветает.

Очевидно, что работать на отечественном факторинговом рынке небезопасно. Поэтому его участники пытаются страховаться. 98 % сделок в Украине приходится на факторинг с регрессом. Это значит, что в случае неуплаты денег покупателем фактор оставляет за собой право взыскать их с поставщика. Если говорить о стабильном европейском рынке, то там большинство сделок происходит без регресса – все риски фактор берет на себя.

Тем не менее эксперты считают этот рынок очень перспективным. По прогнозам Натальи Тиховской, до конца года объем факторинговых операций в Украине может вырасти до 10 млрд. грн.


Андрей Жуматий, "Чистая прибыль"

Поделиться в социальных сетях:

Статьи по теме

Юридическая работа в кредитной организации.
06.09.2013

Взаимодействие банков и коллекторов: переуступка права требования или нарушение банковской тайны?

В статье затронуты актуальные и дискуссионные вопросы, связанные с уступкой права требования просроченной...

Спецобзор судебной практики: поддержит ли президиум ВАС РФ акционеров, которым причинен убыток в результате рейдерской атаки?
14.06.2011

Специальный обзор Линии права посвящен Определению ВАС РФ о передаче дела в Президиум ВАС РФ № ВАС-2929/11 от 31.05.2011.
Подготовка настоящего обзора обусловлена прогрессивностью сделанных в Определении...

Продуктовый сдвиг.
18.10.2011

На рынке факторинга обозначились четкие признаки ухода конкуренции из ценовой плоскости. Компании, которые смогут предложить клиентам оптимальный ассортимент услуг, имеют шансы увеличить доходность.

...