115583, г. Москва, ул. Елецкая, д. 8 к. 2
Наши социальные сети:

Анализ рынка факторинга в странах ЕС

28.12.2007

Только половина стран-участников исследования смогли предоставить данные о количестве компаний, использующих факторинг: Австрия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Латвия, Голландия, Польша, Словения, Испания, Великобритания, Болгария.
Данные о среднем обороте на одного клиента, а также о средней сумме финансирования указаны исходя из оценочных значений.

Результаты исследования

История развития отрасли

Факторинг появился в странах ЕС, в среднем 25 лет назад (год первой проведения первой факторинговой операции в среднем по рынку стран ЕС- 1983). «Старейшие» страны, начавшие осуществлять факторинговые операции- Германия и Финляндия (1959). Последняя из стран ЕС, вышедшая на данный рынок- Мальта (2006).
Рынок пережил 2 основные «волны» развития факторинг. В 60-е гг. на рынок вышли крупнейшие европейские страны, а в 90-е гг. к ним присоединились страны-новые члены ЕС.
В 16 странах существует национальная ассоциация факторинговых компаний, при этом в некоторых странах она является частью ассоциации лизинговых компаний.

Количество игроков на рынке

При подсчете данного показателя учитывались только Факторы-члены национальных факторинговых ассоциаций, при условии наличии ассоциации в данной стране.
Среднее количество факторинговых компаний в одной стране-13.
При этом количество игроков на рынке остается относительно стабильным в течение последних 5 лет. Исключением являются несколько стран, где в последние несколько лет возросло количество участников факторингового рынка:

  1. Греция (увеличение с 6 до 11 участников рынка);
  2. Италия (увеличение с 25 до 35 участников рынка);
  3. Латвия (увеличение с 2 до 7 участников рынка);
  4. Польша (увеличение с 7 до 10 участников рынка);
  5. Словакия (увеличение с 5 до 8 участников рынка);
  6. Румыния (увеличение с 3 до 8 участников рынка).

Общее количество Факторов в странах ЕС в 2006 году составило 316.
Страны-лидеры по числу факторинговых компаний:

  1. Великобритания- 57;
  2. Италия- 35;
  3. Франция- 31;
  4. Венгрия- 26;
  5. Испания- 21;
  6. Германия- 21.

Применительно к числу частников рынка в различных странах ЕС наблюдается ряд тенденций:

  1. В 11 странах в ближайшие годы ожидается выход на рынок новых игроков (Австрия, Кипр, Эстония, Германия, Греция, Латвия, Литва, Мальта, Словакия, Болгария, Румыния;
  2. В 5 странах ожидается консолидация в форме слияний и поглощений и соответственно уменьшение числа Факторов (Франция, Венгрия, Италия, Голландия, Португалия);
  3. В оставшихся 9 странах не ожидается изменений в количестве участников рынка факторинга.

Концентрация участников рынка

В среднем по рынку факторинга стран ЕC наблюдается следующее распределение долей между основными участниками:

  1. Лидер- 48%;
  2. 2й игрок- 20%;
  3. 3й игрок- 14%;
  4. Общая доля 3х крупнейших игроков- 82%.

Страны с наименьшей концентрацией игроков:

  1. Германия- 47% (20% - 18% - 9%)
  2. Франция - 51% (24% - 14 % - 13 %)
  3. Великобритания (оценочное значение)- 53%

В 9 странах почти 100% рынка занимают 3 или менее участника (Австрия, Бельгия, Кипр, Эстония, Латвия, Литва, Мальта, Словения, Болгария).

Типы Факторов

Среди лидеров рынка (3 крупнейших игрока) стран ЕС 78,5% являются «дочками» банков, 12,5% являются подразделениями банков, 9% являются самостоятельными компаниями. На рынке четко прослеживается доминирование банковских Факторов. Для ведения факторингового бизнеса банки предпочитают использовать собственную дочернюю факторинговую компанию.

Линейка факторинговых продуктов

В среднем по странам ЕС доли различных видов факторинга в общем объеме факторинговых услуг выглядят следующим образом:

  1. 40% Инвойс Дискаунтинг (с регрессом или без регресса)
  2. 47% Факторинг с регрессом
  3. 22% Факторинг без регресса
  4. 2% Другие услуги (Реверсивный факторинг, сбор долгов)

В различных странах ЕС существуют большие отличия в распределении долей различных факторинговых продуктов. Так, в ряде стран преобладает инвойс дискаунтинг (Швеция, Великобритания, Голландия, Кипр, Германия). В других странах (Германия, Болгария, Дания) доминирует факторинг без регресса. В Португалии, Австрии, Венгрии, напротив до 90% операций приходится на долю факторинга с регрессом. Особняком стоит Испания, где 38% рынка приходится на реверсивный факторинг.

Оборот рынка факторинга

В 2005 году оборот рынка факторинга стран ЕС составил 653 миллиарда евро.
Крупнейшие рынки:

  1. Великобритания- 226 миллиардов евро;
  2. Италия- 111 миллиардов евро;
  3. Франция- 89 миллиардов евро;
  4. Испания- 56 миллиардов евро;
  5. Германия- 55 миллиардов евро;

Развивающиеся рынки:

  1. Мальта- 0
  2. Болгария- 20 миллионов евро;
  3. Словения- 223 миллионов евро;
  4. Румыния- 550 миллионов евро;
  5. Латвия- 737 миллионов евро;
  6. Словакия- 837 миллионов евро;

Доля среднего и малого бизнеса на рынке факторинга

В 27 странах ЕС 69% оборота рынка факторинга приходится на средний и малый бизнес, а 80% пользователей факторинговых услуг являются представителями среднего и малого бизнеса. Правда, существует ряд стран с низкой долей присутствия малого и среднего бизнеса на рынке факторинга. В Испании 40% оборота приходится на предприятия среднего и малого бизнеса. В Германии на данный тип предприятий приходится всего лишь 20% от оборота рынка факторинга.

Количество клиентов Факторов

Для расчета подобных данных не имеется достаточно информации, т.к. только 16 стран смогли предоставить данные. Однако можно уверенно утверждать, что в странах ЕС по крайней мере 100 000 компаний пользуются факторингом.

Средний оборот на одного клиента

Средняя величина показателя по странам ЕС- 2 818 809 евро.
Страны- лидеры по данному показателю:

  1. Германия- 10 миллионов евро;
  2. Финляндия- 8,9 миллионов евро;
  3. Голландия- 7,5 миллионов евро;
  4. Австрия- 7 миллионов евро;
  5. Великобритания - 5 миллионов евро.

Страны с наименьшим значением показателя:

  1. Болгария- 350 000 евро;
  2. Словения- 370 000 евро;
  3. Латвия- 800 000 евро;
  4. Эстония 910 600 евро.

Внутренний и международный факторинг

В странах ЕС 78% приходится н внутренний факторинг, а 22%- на международный факторинг.
Лидеры по международному факторингу:

  1. Болгария- 90%;
  2. Румыния- 37%;
  3. Латвия- 36%;
  4. Литва- 32%;
  5. Словакия- 30%;
  6. Дания- 30%.

Государственное регулирование

Только в 6 странах факторинг напрямую регулируется государством с помощью специального закона или в рамках банковского законодательства (Австрия, Франция, Греция, Италия, Португалия, Испания). На Мальте и в Болгарии существует особая форма взаимодействия с правительством, направленная на развития факторинга. Не считая нескольких негативных моментов (возврат НДС по сделкам с просрочками и т.п.) законодательных препятствий для развития факторинга не существует.

Основные показатели, характеризующие степень развития факторинга:

  1. ВВП стран ЕС (по данным Евростата) в 2005году составил 10 947 миллиардов евро.
  2. Оборот рынка факторинга стран ЕС составил 653 миллиарда евро.
  3. Доля факторинга в ВВП составляет 5,96%.

Страны с наибольшей степенью проникновения факторинга (по доле факторинга в ВВП):

    1. Кипр 18,30%
    2. Эстония 12,56%
    3. Великобритания 11,57%
    4. Португалия 11,50%
    5. Литва 7,95%
    6. Италия 7,84%
    7. Швеция 7,10%

Страны с наиболее слаборазвитым рынком факторинга:

  1. Мальта 0%
  2. Болгария 0,09%
  3. Румыния 0,69%
  4. Словения 0,81%
  5. Польша 1,20%

Заключение и выводы

1) Рост рынка продолжается

Большинство экспертов прогнозируют ежегодный рост рынка на 10% или более. На развивающихся рынках основой для роста является перспектива развития инвойс дискаунтинга. Данный продукт является оптимальным, когда клиент заинтересован, в первую очередь, в финансировании. Еще одним преимуществом данного продукта является конфиденциальность, которая позволяет решить проблему негативного отношения к факторингу со стороны покупателей (дебиторов).
Также очень высок потенциал роста таких продуктов как финансирование, обеспеченное активами (Asset Based Lending), реверсивный факторинг, а также Интернет решения и электронный факторинг.

2) Противоречивые отношения между банками и факторинговыми компаниями

Роль банков в развитии индустрии факторинга постоянно растет. Банки присутствуют на рынке либо в качестве акционеров собственных дочерних факторинговых компаний либо имеют собственные факторинговые подразделения. Растущий рынок факторинга все больше привлекает внимание банков.
С другой стороны, во многих странах банки, предлагая широкую линейку различных продуктов, выступают как главные конкуренты факторинговых услуг.

3) Более высокий уровень профессионализма

Рост рынка также происходит во многом благодаря повышению уровня профессионализма и качества облуживания. Более стандартизированные продукты, включающие в себя комплекс различных услуг в сочетании с приемлемыми ценами выгодно отличают факторинг от других финансовых услуг.
Появление новых универсальных ИТ решений также создает мощное конкурентное преимущество для факторинг, позволяя снизить затратыи улучшить качество обслуживания.

4) Внедрение стандартов Базель II и МСФО окажет позитивное влияние на рынок факторинга

Очевидно, что Базель II станет одним из важных факторов дальнейшего развития рынка факторинга. Факторинговые компании смогут финансировать предприятия малого и среднего бизнеса с более низкой степенью затрат, чем при использовании стандартных банковских продуктов. Банки станут больше заботиться об операционных рисках и будут искать способы улучшения контроля данного вида рисков. Использование информационных технологий поможет наиболее точно рассчитать капитальные затраты в соответствии с требованиями Базель II. Повсеместное использование стандартов МСФО будет способствовать повышению числа сделок по внебалансовому финансированию.

5) Необходимо улучшать имидж факторинга и уровень осведомленности о данной услуге

Факторинг активно развивается в Европе уже более 50 лет, однако уровень знаний об этом продукте остается достаточно низким. Неприязнь и отрицательное отношение к факторингу постепенно сходят на нет, однако многие до сих пор воспринимают его как «кредитора последний инстанции». Отношению к факторингу и существующие в настоящее время недопонимание сути данной услуги, являются одним из главных препятствий на пути к дальнейшему развитию факторинга в европейских странах.

6) Нет необходимости в регулировании деятельности Факторов государством

Лишь в 6 странах Европы факторинговая деятельность подлежит обязательному лицензированию. Опыт показывает, что степень государственного регулирования факторинга не оказывает воздействия на степень распространения факторинга в данной стране. Поскольку подавляющее число факторинговых компаний являются «дочками» либо структурными единицами банков, то они так или иначе попадают под контроль со стороны банковской среды.

7) Унификация правовых норм даст толчок к дальнейшему развитию факторинга

В настоящее время правовые нормы, регулирующие вопросы, напрямую связанные с факторингом (уступка денежных требований, взыскание просроченной задолженности, несостоятельность и т.п.) и принятые в разных странах ЕС, очень сильно отличаются. Это создает существенные трудности для дальнейшего развития общеевропейского рынка факторинга. Унификация правовых норм различных стран ЕС является достаточно трудоемкой процедурой, но если она будет реализована хотя бы частично, это создаст дополнительный мощный импульс для качественного развития рынка факторинговых услуг.


Поделиться в социальных сетях:

Статьи по теме

АФК приглашает к обсуждению проекта модернизации законодательства о факторинге.
13.02.2012

Aссоциация факторинговых компаний информирует кредитные организации и специализированные компании о новой редакции проекта закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского...

Консультации экспертов ГАРАНТа
30.08.2019
Регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении ООО из ЕГРЮЛ. ООО до истечения трехмесячного срока обратилось к своему должнику с уведомлением о заключении им договора уступки права т...