115583, г. Москва, ул. Елецкая, д. 8 к. 2
Наши социальные сети:

Модели развития факторинга - украинский аспект.

08.07.2008

Позднее они отмежевались от материнских структур и обрели полную независимость, хотя некоторые из них сохранили долю банковского капитала либо установили партнерские отношения с банками, подразделениями которых они являлись. В американской модели все наоборот: факторинговые компании создавались в 1960-е годы частными предпринимателями без участия банков. Банки вскоре заинтересовались новым бизнесом и приобрели некоторые факторинговые компании в управление или собственность, расширив таким образом свой банковский портфель. Тем не менее на американском рынке по-прежнему сохраняется множество сравнительно небольших факторинговых компаний.

Украинский рынок факторинга сегодня идет скорее по европейскому пути: в большинстве случаев игроками рынка факторинга у нас выступают коммерческие банки, гораздо реже это подразделения банков или банковских структур, ещё реже это самостоятельные операционные факторинговые компании (единственным представителем последних является National Factor Group). Банки уделяют всё большее внимание деятельности факторинговых компаний и рынка факторинга в целом. Цифры, демонстрирующие рост факторинговой индустрии, являются черезвычайно привлекательными для банков.

В конце марта 2007 года на третьей ежегодной профессиональной конференции "Факторинг-2007" Эрик Тиммерманс, генеральный секретарь Международной факторинговой ассоциации, отметил, что независимые факторинговые компании составляют всего 10% международного рынка, а остальные 90% так или иначе зависят от банков.

Несмотря на очевидную взаимозависимость, отношения между банками и факторинговыми компаниями складываются непросто. Поскольку деятельность факторинговых подразделений внутри банков является, как правило, непрофильным направлением последних, поднимать вопрос о реальной конкуренции можно только в отношении независимых факторинговых компаний и специализированных факторов, входящих в банковские группы.
Проблема того, что реальная конкуренция между банками и факторинговыми компаниями невозможна, заключается в вопросе специализации. Изначально факторинг является для банков "нетрадиционной" или "нестандартной" кредитной операцией, поэтому он не может развиваться в рамках универсального банка. Для эффективной продажи факторинга невозможно использовать банковскую филиальную сеть, для эффективного управления рисками в факторинге невозможно опираться на банковскую статистику, даже операционные процессы в банках и в факторинге абсолютно различны.

Факторинг может успешно развиваться только в рамках специализированной компании. Изначально это не банковский продукт.

Факторинг является эффективным нструментом только на рынке покупателей, в то время как на рынке продавцов гораздо сильнее роль банков.
Для факторинговых компаний очень важно, чтобы поставщик продавал свои товары с отсрочкой платежа по открытому счету. Это значит, что между поставщиком и покупателем есть только договор купли-продажи с отсрочкой платежа, но нет ни векселей, ни банковских гарантий, ни аккредитивов, которые позволяют банкам применять инструменты торгового финансирования. Очевидно, что банки заинтересованы в том, чтобы таких договоров купли-продажи с отсрочкой платежа было как можно меньше.

Факторинг как финансовый инструмент призван решить три основные проблемы - финансирование, страхование кредитных рисков и управление дебиторской задолженностью. Косвенное конкурентное пересечение факторинговых компаний с банками можно найти в услуге "финансирование": факторинг здесь конкурирует с банковскими кредитами, причем скорее с кредитными линиями и овердрафтами. Некоторые банки этого не понимают, видя только финансовую сторону дела и не учитывая ситуацию на товарных рынках. Конкуренция между банками и факторинговыми компаниями возможна также в различных моделях развития бизнеса для клиента. Если будет развиваться товарное кредитование поставщиков с оплатой по открытому счету - а именно его активно пропагандируют сегодня игроки рынка факторинга, то будет активно развиваться и факторинг в некоторой степени в ущерб банковскому кредитованию и торговому финансированию.
В Украине о реальной конкуренции факторинговых компаний и банков в сегменте товарного кредитования говорить не приходится из-за слабости рынка. "Потенциально рынок факторинга - это весь рынок товарного кредитования. Объем дебиторской задолженности в Украине по состоянию на 1 апреля 2008 года составлял около 560 млрд. гривен. Общий размер портфелей переуступленных прав требования игроков украинского рынка факторинга на эту же дату составляет не более 1,5 млрд. гривен. Это даже значительно меньше 1% от общего объёма дебиторской задолженности. О какой конкуренции может идти речь? Разве что под словом "конкуренция" подразумевается борьба за наиболее "жирных" клиентов, имеющих опыт работы по факторингу, а значит, уже оценивших все прелести факторингового обслуживания. Будущее - за специализированными факторинговыми компаниями, способными на должном уровне предоставлять такие услуги, как администрирование дебиторской задолженности, юридическое сопровождение, информационная поддержка поставщика, страхование рисков, которые несёт поставщик при работе с отсрочкой платежа. В то же время такие компании не зависят от становящейся всё более жёсткой политики Нацбанка, который определяет факторинг как один из видов кредитования, обязуя банки применять к факторингу те же подходы, что и к кредитованию.

Почувствовав разницу в качестве обслуживания, рынок сам предпочтёт такие специализированные факторинговые компании банкам". - уверены эксперты компании National Factor Group.

На дворе в Украине - кризис ликвидности. И некоторые банки, работающие по факторингу, не в состоянии вовремя осуществить финансирование клиента. К чему могут привести такие действия?

Для клиента такое непостоянство банка чревато рядом неприятных последствий. Дело в том, что факторинг предполагает, по определению Михаила Трейвиша, Председателя Правления Национальной Факторинговой Компании и Председателя International Factors Group так называемое капельное финансирование - каждый день понемногу, в соответствии с ежедневными отгрузками. В этих условиях угроза остаться без средств может обернуться крахом. И в такой ситуации более значительными для клиента становится различия между банками и факторинговыми компаниями. В отличие от банка, который всегда может изменить направление финансирования и отказаться от факторинговой услуги, переключившись на менее рисковые продукты, независимая факторинговая компания от своих обязательств никуда не денется, потому что факторинг - это её специализация, это суть её бизнеса. Кроме того, у независимых факторинговых компаний, как правило, больше набор услуг, они более клиентоориентированы и меньше времени тратят на принятие решений, тогда как в банках это более длительная и менее прозрачная процедура.

Очень многие факторинговые отделения банков накладывают ограничения на финансирование клиентов. Это значит, что они могут отказать в сумме, превышающей опеределённый размер. Происходит это потому, что банки в своей деятельности должны придерживаться нормативов, становленных Нацбанком. А факторинговые компании устанавливают лимиты финансирования не на самих клиентов, а на их покупателей, дебиторов. Например, сегодня факторинговая компания финансирует поставки клиента в адрес 5 дебиторов на общую сумму 5 миллионов гривен, но если завтра клиент найдет нового покупателя, то он может получить еще один миллион и т. д. И это не зависит от того, какие у клиента обороты по счёту, какое имущество - оценивается прежде всего дебитор.

Опыт развитых стран мира показывает, что оказание банками услуг факторинга - это абсолютно тупиковая модель развития.

Мировая практика показывает, что примеров успешной работы универсальных банков по классическому факторингу крайне мало. Крупных банков в мире, успешно занимающихся факторингом, почти нет.

Наиболее дальновидные банки должны из конкурентов стать партнерами факторинговых компаний. Они могут финансировать факторинговые компании и привлекать в факторинговые компании своих клиентов.
Если у банка достаточно средств и желания заниматься факторингом, рациональнее либо вложить их в создание независимой или специализированной факторинговой компании, либо стать её партнером и получать часть дохода от деятельности факторинговой компании, особых затрат и рисков при этом не неся.

Кроме того, у независимой факторинговой компании гораздо больше возможностей для развития. По мнению экспертов, рано или поздно такая компания перерастёт предельные финансовые возможности одного банка и ей придётся финансироваться в нескольких банках, что приведёт к диверсификации источников финансирования, а значит - и к уменьшению рисков.

Дмитрий Чёрный, эксперт компании NFG. National Factor Group
Источник: www.factoring.co.ua


Поделиться в социальных сетях:

Статьи по теме

АФК приглашает к обсуждению проекта модернизации законодательства о факторинге.
13.02.2012

Aссоциация факторинговых компаний информирует кредитные организации и специализированные компании о новой редакции проекта закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского...

Консультации экспертов ГАРАНТа
30.08.2019
Регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении ООО из ЕГРЮЛ. ООО до истечения трехмесячного срока обратилось к своему должнику с уведомлением о заключении им договора уступки права т...