Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Подсели на факторинг.

25.09.2012

Оценили преимущества

 Клиенты успели оценить преимущества продукта и выстроить свои бизнес-процессы под факторинг: сократили сотрудников, занятых сбором дебиторской задолженности, адаптировали типовую документацию, отказались от открытых в банках лимитов. Поэтому быстрого возврата к традиционному кредитованию не будет, а факторы, наладившие технологии управления рисками, имеют возможность пользоваться плодами возросшей популярности факторинга. «Многие предприятия стали более активно использовать факторинг в своей деятельности, они поняли, что факторинг удобен, а сейчас еще и исторически дешев, поэтому даже определенное повышение ставок не может негативно сказаться на их отношении к продукту», — комментирует Максим Микульшин, начальник отдела развития факторинга департамента корпоративного кредитования Московского кредитного банка. По мнению большинства факторов, до конца года ставки вырастут еще на 2–3 процентных пункта. «В целом есть тенденция к повышению ставок для клиентов. Наверное, это связано с тем, что акционеры банков наконец обратили внимание на маржинальность бизнеса и, возможно, попросили менеджмент выдерживать определенную маржу», — поясняет Кирилл Покровский, заместитель директора департамента факторинга банка «Петрокоммерц» (рейтинг кредитоспособности «Эксперт РА» на уровне А+).

Безрегрессный прогресс

Как и прогнозировал «Эксперт РА», существенно выросла доля безрегрессного факторинга. Если в первом полугодии 2011 года она составляла 25,7% рынка, то в первом полугодии 2012-го — 34,6% (см. график 2).

Расширение безрегрессного факторинга способствовало сохранению высоких темпов прироста всего рынка. Объем рынка внутреннего безрегрессного факторинга в первом полугодии 2012 года вырос в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом традиционно клиентские базы факторов по безрегрессному и регрессному факторингу мало пересекаются, то есть говорить о том, что произошел массовый переход клиентов с регрессного факторинга на безрегрессный, не приходится. За безрегрессным факторингом приходят, как правило, поставщики, заинтересованные в покрытии рисков. Крупные клиенты, в отличие от представителей малого и среднего бизнеса, имеют инфраструктуру, позволяющую им собирать дебиторскую задолженность.

Таблица: В ренкинге по объему уступленных денежных требований по итогам 1-го полугодия 2012 года первое место заняла группа компаний «ВТБ факторинг»

«Большие компании готовы платить за безрегрессный факторинг, так как он улучшает структуру их баланса и снижает риски ведения бизнеса», — считает Антон Мусатов, и. о. генерального директора компании «ВТБ Факторинг». Но не все факторы разделяют этот оптимизм. Отрицательные темпы прироста оборота безрегрессного факторинга в первом полугодии 2012 года показали Металлинвестбанк (–12,5%) и «Петрокоммерц» (–79,2%). Последний ужесточил критерии получения безрегрессного факторинга, ссылаясь на ожидания роста неплатежей даже при незначительном ухудшении ситуации с ликвидностью.

Рост доли безрегрессного факторинга и принятие повышенных коэффициентов риска в Инструкции ЦБ 110-И привели к снижению доли банков на рынке факторинга с 70% в первом полугодии 2011 года до 65% в первом полугодии 2012-го. Теперь в силу внесенных в инструкцию поправок безрегрессный факторинг с баланса банка оказывает повышенное давление на норматив достаточности собственных средств кредитных организаций практически в 100% сделок. Ведь фактор не может отследить целевое использование средств поставщиком, да и неясно, что считать целевым использованием средств, полученных поставщиком по безрегрессному факторингу (нецелевое использование заемных средств является в соответствии с новой редакцией Инструкции 110-И поводом для применения повышенных коэффициентов риска). Поэтому «Эксперт РА» прогнозирует дальнейшее снижение доли банков на рынке факторинга.

Смена лидера

Ожидаемая смена лидера произошла в первом полугодии 2012 года: на первую строчку в ренкинге факторов по объему уступленных требований вышла группа «ВТБ факторинг» (в составе ООО «ВТБ Факторинг» и ЗАО «Транскредитфакторинг», см. таблицу). Примечательно, что «БНП Париба Восток», в первом полугодии 2012 года оказывавший только услуги безрегрессного факторинга и только одному клиенту, смог ворваться в топ-4. Самые высокие темпы прироста объемов уступленных требований показал в первом полугодии Транскапиталбанк (рейтинг кредитоспособности «Эксперт РА» на уровне А+), благодаря чему фактор переместился в ренкинге на четыре позиции.

Две развилки

В 2013 году мы можем увидеть как замедление, так и ускорение рынка. Результат определят ситуация с ликвидностью и появление новых игроков. Вряд ли есть смысл повторять рассуждения о ликвидности и волатильности на финансовых рынках, а вот возможность выхода на рынок новых участников стоит рассмотреть подробно. С одной стороны, свободные ниши остались: во многих отраслях факторинговые схемы можно применять, но пока они практически не используются. С другой стороны, при выходе на рынок придется решить немало организационных вопросов, начиная с доработки программного обеспечения и заканчивая подбором команды. Поэтому полноценного старта факторингового бизнеса крупного новичка вряд ли можно ожидать ранее 2013 года.

Важным аргументом в пользу выхода на рынок крупных банков, таких как Сбербанк России или Райффайзенбанк, могут стать новые возможности развития электронного факторинга. «Я думаю, в связи с активным распространением практики использования юридически значимой электронно-цифровой подписи в последнее время у нас появится на рынке какое-то количество новых игроков. Возник интерес со стороны ряда банков, которые не были готовы заниматься факторингом с документами на бумажных носителях (из-за большого риска подделки документов, необходимости решения вопроса хранения и т. д.)», — рассказывает Владимир Емельянов, генеральный директор «Политекс». Очевидно, что, даже если один из крупнейших банков с огромной клиентской базой займется факторингом, это обеспечит рынку заметное ускорение.

Но и компании, давно работающие на рынке, настроены на рост бизнеса при любом сценарии. «На мой взгляд, сегодня факторы гораздо лучше подготовлены, урок 2008 года ни для кого не прошел даром. Мы работали над усовершенствованием процессов риск-менеджмента, пересматривали принципы установления лимитов. Думаю, что при грамотной работе факторов рынок в 2012-м и в 2013 году вырастет, несмотря на кризис», — прогнозирует Виктор Носов, вице-президент, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка.

Примечательно, что в первом полугодии 2012 года факторы уже не называли ключевыми своими проблемами мошенничество, трудности с получением финансирования или ценовые войны. Рынок растет настолько динамично, что основной сложностью большинство считает дефицит кадров. «Система высшего образования постепенно деградирует, а зарплатные ожидания выпускников растут. Обмен мнениями с коллегами позволяет утверждать, что у всех похожие проблемы», — отмечает Михаил Окунев, начальник банковского управления Металлинвестбанка.

Александр Карелин, генеральный директор «Факторинговой компании “Лайф”»:
«Сейчас одной из тенденций рынка факторинга можно назвать склонность к использованию демпинговой стратегии. Однако стоит понимать, что дифференциация по цене приводит лишь к перераспределению клиентов. Вполне вероятно, что в 2013 году на рынок факторинга выйдет новый крупный игрок, который сможет предоставить клиентам гораздо более низкую цену услуг. Тогда компаниям, которые сегодня довольствуются быстрорастущим рынком и соревнуются по цене, будет значительно сложнее оставаться конкурентоспособными. При наличии нового глобального оператора, предоставляющего по-настоящему дешевый факторинг, на рынке останутся компании, сделавшие ставку на нефинансовую составляющую услуги, а именно – сервис, и на персонализацию клиентских отношений.

Вопрос, который необходимо сегодня решать фактору — это уникальное “value for money” в глазах клиента и возможная потеря клиентской лояльности из-за недостаточного уровня развития инфраструктурной и сервисной составляющих. Одним словом, сейчас время не “дойных коров”, а “звезд” и больших инвестиций. Те, кто сейчас вкладывается в развитие инфраструктуры и сервиса, смогут выжить и сохранить своего клиента даже при условии присутствия крупного и более дешевого игрока».

Каковы главные достижения вашей компании в первом полугодии 2012 года?

Корнелиу Робу, заместитель председателя правления НФК:
— В первом полугодии 2012 года оборот НФК увеличился на 49 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, прирост портфеля составил 41 процент (12,97 миллиарда рублей против 9,17 миллиарда), на 58 процентов выросло число клиентов (с 437 до 692), а доход превысил 848 миллионов рублей (плюс 50 процентов к показателю 2011 года). Основываясь на данных из открытых источников, мы делаем вывод, что НФК по-прежнему является лидером по доходности на российском рынке факторинга.

В марте агентство Standard & Poor’s подтвердило наш долгосрочный кредитный рейтинг на уровне В с прогнозом «стабильный», что с учетом непростой ситуации на финансовых рынках мы также относим к своим достижениям.

В рамках разработанной в 2011 году новой стратегии позиционирования компании, основанной на ключевом ценностном предложении «с НФК комфортнее всего работать», мы полностью переработали интерфейс и контент сайта компании, подготовили новые презентационные и рекламные материалы.

График 1: Темпы прироста рынков в 1-м полугодии 2012 года составили 70% к аналогичному периоду прошлого года

График 2: На безрегрессный факторинг уже приходится более трети рынка

 

Источник: Эксперт РА


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.