Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Cтрахование экспорта в РФ – как сложить пазл?

30.06.2010

Пример тому – перечень поручений Президента РФ Дмитрия Медведева (опубликован 24 июня) по итогам заседания комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшегося 19 июня 2010 года…

Они касаются политико-дипломатической поддержки проектов, уточнения механизмов реализации существующих планов господдержки, коррекции ставок таможенных тарифов на конечную продукцию, стимулирования офсетных сделок с зарубежными компаниями, оптимизации процедур таможенного оформления, валютного и экспортного контроля, совершенствования субсидирования процентных ставок по кредитам для экспортеров, усиления присутствия на мировом рынке компьютерных технологий и программ и т.п.

Едва ли не самое короткое поручение – к 1 ноября 2010 года Правительству РФ завершить формирование системы страхования экспортных кредитов и российских инвестиций за рубежом. Краткость в этом случае вполне компенсируется принципиальной важностью того, что предстоит сделать, а именно – выстроить стройную систему поддержки российского бизнеса на внешних рубежах.

Необходимо подчеркнуть, что многие ее элементы давно существуют и неплохо себя зарекомендовали. Так, в 2010 году правительство предоставит 7 млрд рублей субсидий экспортерам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. Из этой суммы 2 млрд рублей – доля малого и среднего бизнеса. Еще 500 млн рублей будет предоставлено ему на компенсацию части затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом. Активно действует ВЭБ, к сфере компетенции которого отнесено страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков, и его 100%-ная «дочка» - ЗАО «Росэксимбанк», предоставляющий как кредиты, так и гарантийную поддержку (общий лимит на 2008-2012 годы установлен в $5,7 млрд) экспортерам. Считается, что объем последней в 2012 году должен будет составить 0,3-0,35% ВВП.

Эксперты, впрочем, высказывают сомнения на этот счет. Лимит госгарантий в 2009 году - $2 млрд выбран на 14%, в 2010-ом этот показатель, очевидно, не превысит 25-30%. И дело здесь не только в том, что в ходе кризиса многие экспортные контракты распались, а целый ряд крупных контрактов (прежде всего, с участием госкомпаний) сдвинулся по срокам.

Главная проблема, как показала практика, в институциональном дефиците на этом поле. Далеко не секрет, что сложилась и хорошо действует система финансирования и страхования импортных контрактов1 . Цена вопроса для наших импортеров не выше 7,5-8% годовых с учетом кредитной ставки и всех комиссий. Бесспорно, это дешевые деньги, системно поддерживающие чужой экспорт. Важнейшая текущая задача поэтому – отстроить «зеркальную систему» для продвижения российского экспорта.

Несмотря на крайнюю разнородность, здесь может помочь международный опыт. Напомним, что, несмотря на кризис евро, экспортеры в его зоне чувствуют себя довольно уверенно. Эксперты UBS и Goldman Sachs прогнозируют рост доходов таких компаний на 25% до конца года. Биржевые аналитики рекомендуют приобретать акции континентальных и британских экспортных корпораций: их итоговые результаты вырастут на падении курсов валют. Как пишут деловые СМИ в странах Евросоюза, «бычья уверенность» во многом опирается на мощную систему страхования экспортных кредитов, сложившуюся еще в первой половине прошлого века.

При всех национальных особенностях, определяемых, прежде всего структурой экономики, ее внешних связей, набором политических институтов и характером правовых отношений, общей чертой «устройства» страхования экспорта и инвестиций является глубокая интеграция этой регулятивной функции как в финансово-банковские системы соответствующих стран, так и в государственную поддержку экспортной деятельности. При этом разделение коммерческого страхования (так называемые «рыночные риски») и страхования за счет госсредств (долгосрочные нерыночные и политические риски2 ), как правило, зафиксировано в самой структуре собственности кредитных страховщиков.

Так, у наиболее популярных из них в деловом мире французской COFASE и франко-германской Euler Hermes она смешанная3 . При этом операции по госгарантиям (их лимит, например, для Euler Hermes в 2009 году был установлен правительством ФРГ в сумме 117 млрд евро) осуществляется под жестким контролем уполномоченных государством органов. Во Франции это Банк Франции, Французский Банк Внешней торговли и банк «Креди Националь», в Германии – Межминистерский комитет, в составе которого представители министерств экономики и технологий, иностранных дел, финансов, экономического сотрудничества и развития. Стратегические решения (наиболее крупные сделки, «проблемные» регионы и страны и т.п.) принимаются с участием государства (поскольку страховое покрытие осуществляется за его счет), текущие - самостоятельно.

Примечателен опыт Департамента экспортных кредитов в Великобритании (создан в 1919 году) - правительственной организации, связанной с Министерством торговли и промышленности и до недавнего времени представлявшей полный набор инструментов, обеспечивающих защиту от коммерческих и политических рисков. В последние годы в соответствии с принципами и рекомендациями Международного союза страховщиков кредитов и инвестиций предмет деятельности департамента (как и других аналогичных структур в европейских странах) – риски длиной более двух лет; краткосрочные риски стали прерогативой частных компаний4 .

Как правило, департамент возмещает 90% потерь коммерческого риска в случае банкротства контрагента или длительной просрочки платежа и 95% потерь по политическим причинам. Помимо «классики» британский государственный страховщик реализует специальную программу «гарантий обеспечения кредитов для малого и среднего бизнеса» (Small Firms Loan Guarantee5 - SFLG).

Заметим, что под гарантии департамента предприятиям выдаются кредиты во всех отделениях 23 крупнейших банков страны. Размеры большей части экспортных кредитов (включая инвестиционные) от 20 тыс. до 1 млн фунтов стерлингов. Кроме того, организовано бесплатное консультирование по вопросам страхования на внешних рынках и обучение предпринимателей основам внешнеэкономической деятельности. Тем самым департамент готовит будущих клиентов и формирует спрос на свои услуги.

Система господдержки американского экспорта, напротив, многоступенчата и специализирована по функциям. Она включает Аппарат торгового представителя США (Office of the United States Trade Representative, OTR), Корпорацию зарубежных частных инвестиций (Overseas Private Investment Corporation, OPIC), Агентство по торговле и развитию (US Trade and Development Agency, ТОА), Эксимбанк и другие государственные и частные структуры. Функции между этими организациями разделены по принципу различий в статусе и возвратности средств: если OPIC и Эксимбанк занимаются кредитованием, то в сферу деятельности остальных входит исключительно субсидирование.

Главной задачей, поставленной перед Эксимбанком США, является «выравнивание» условий для национальных экспортеров, которые проигрывают в сравнении с зарубежными конкурентами, получающими субсидии от своих государств. Помимо выдачи краткосрочных (до одного года) кредитных гарантий на покрытие расходов, связанных с производством товаров для экспорта, Эксимбанк предоставляет также среднесрочные (до 10 лет) кредиты и кредитные гарантии в связи с экспортом товаров из США, а также выдает среднесрочные и долгосрочные (5-15 лет) кредиты и кредитные гарантии для покрытия расходов, связанных с инвестициями в развивающихся странах. OPIC выдает среднесрочные и долгосрочные (5-15 лет) кредиты и кредитные гарантии для финансирования расходов, связанных с инвестициями в развивающихся странах.

В настоящее время Эксимбанк США уже не может считаться чисто банковским учреждением, так как осуществляет и страхование американских экспортеров на срок от года до семи лет (в зависимости от размеров сделки), покрывающее политические и коммерческие риски. В 2009 финансовом году (с октября 2008-го по сентябрь 2009 года) всего американский Эксимбанк предоставил экспортных кредитов, гарантий и страховых полисов на поддержку экспорта $21 млрд. Схожим образом выстроена и система государственной поддержки экспорта в Японии.

В Китае поддержкой экспорта занимаются два института – Эксимбанк и страховая компания Sinosure. Эксимбанк, созданный в 1994 году, напрямую подчиняется Госсовету КНР. Его капитал полностью сформирован за счет государственных средств и составляет $730 млн. Китайский Экспортно-импортный банк предоставляет кредиты для экспорта высокотехнологичного или крупногабаритного оборудования, а также ноу-хау, является основным банком, обслуживающим кредиты иностранных правительств, и единственным банком, предоставляющим льготные кредиты за границу. В последнее время он активно развивает инвестиционное кредитование за рубежом, в основном поддерживая освоение месторождений нефти и электроэнергетику. Все кредиты экспортерам, выдаваемые через Экспортно-импортный банк, страхуются в Sinosure, которая была создана в 2001 году путем объединения департаментов по страхованию экспортных кредитов Эксимбанка и Народной страховой компании Китая. Sinosure (уставной капитал около $484 млн) обеспечивает страхование экспортных кредитов и китайских инвестиций за рубежом, предоставляет различного рода страховые гарантии участникам внешнеэкономической деятельности, оценивает кредитоспособность иностранных контрагентов китайских экспортеров и взыскивает с них коммерческие задолженности. В 2009 году Sinosure оказала страховую поддержку национальным компаниям на сумму более $120 млрд.

Коммерческим оператором (посредником) экспортных контрактов, поддерживаемым китайским Эксимбанком и Sinosure является «Авак интернешнл холдинг» - одно из крупнейших госпредприятий КНР (общая величина активов $7,5 млрд). Именно оно на основе договоренностей с иностранными импортерами составляет официальную заявку в Sinosure для установления им экспортного кредитного лимита. Затем, опираясь на условия, сформулированные кредитным страховщиком «Авак интернешнл» подписывает экспортный контракт, получает страховой полис и берет кредиты в китайских банках. Следующие шаги – приобретение товаров у китайских производителей и поставка их зарубежному импортеру. Вся схема очень напоминает монополию внешней торговли. Впрочем, кто хочет рисковать – не возбраняется. Большая часть китайского экспорта осуществляется за пределами этой системы. Заинтересованы, скорее, в первую очередь, сами импортеры: контракт будет исполнен «при любой погоде».

Каждая из национальных систем поддержки экспорта (кредитование, страхование кредитов, гарантийная поддержка) по-своему самобытна и уникальна. Однако заимствование институтов, доказавших свою эффективность в иных экономических и социально-культурных средах, контрпродуктивно, очень высок риск «тканевой несовместимости». России предстоит выращивать собственную систему своими силами, всесторонне учитывая международный опыт с точки зрения оптимизации функций господдержки. При этом должны быть учтены и российские особенности. Во-первых, хотя доля экспорта в ВВП в тенденции будет сокращаться, она составляет сейчас, как минимум, 30%. Во-вторых, в ближайшие годы предстоит закрепляться на новых рынках с повышенными политическими рисками (Азия, страны Латинской Америки, Африка и т.п.). В-третьих, в экономике, где более 50% ВВП создаются в госсекторе, принципиально важно продвижение на внешних рынках госкомпаний (строительство АЭС, судостроение, авиация и т.п.). Наконец, в-четвертых, крайне актуален выход в глобальную экономику малых и средних инновационно ориентированных компаний.

Вместе с тем, универсализация внешнеторговой практики диктует необходимость присутствия в нашем российском «пазле» как минимум двух обязательных элементов: экспортно-импортного банка и агентства по страхованию экспортных кредитов. Сейчас обе эти функции сосредоточены либо непосредственно в ВЭБе, либо под его «крышей». По законодательству Росэксимбанк является коммерческим банком с уставным капиталом в 1,9 млрд рублей, который соответствует всем надзорным требованиям ЦБ РФ. Он занимается структурированием финансирования, организацией синдицированных кредитов, ведением расчетного обслуживания экспортеров и т.п. Если делать агентство на его основе, то помимо перепрофилирования деятельности необходим специальный закон. Если же ВЭБ трансформировать в полноценный банк, то потребуются финансовые вливания в уставной капитал до 1 трлн рублей (чтобы соответствовать надзорным требованиям). Невозможность этого совершенно очевидна.

По мнению экспертов ИНСОР, было бы логичным на первом этапе создание Агентства на базе (в рамках) ВЭБа с одновременной частичной приватизацией Росэксимбанка. Второй этап мог бы начаться на рубеже 2012-2013 годов при достижении 2%-ного бюджетного дефицита с выделения Агентства из ВЭБа, его акционирования и приватизации (по типу COFASE и Euler Hermes). Доля ВЭБа в Росэксимбанке при этом могла бы составить 40-45%. Сам же ВЭБ мог бы сосредоточиться на гарантийном и страховом сопровождении зарубежных инвестпроектов частного российского бизнеса.

Как сложится в итоге российская внешнеэкономическая страховая архитектура, покажет конец осени. Время пошло.

Марина Войтенко - руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий


Источник: Политком


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.