115583, г. Москва, ул. Елецкая, д. 8 к. 2
Наши социальные сети:

Товарный кредит.

04.12.2012

Соответственно, следующим этапом развития подобного бизнеса будет поиск возможностей по увеличению рентабельности используемых ресурсов. И если на этапе захвата рыночной доли 30% увеличения продаж могло свидетельствовать о неэффективном использовании средств, то увеличение рентабельности капитала на 15% может считаться весьма значительным результатом. У подобной оптимизации может быть два пути: снижение издержек на ведение бизнеса и увеличение эффективности использования капитала.

Предположу, что если провести опрос среди украинских компаний-импортеров, никто из них не откажется платить за поставленный товар после того, как он уже будет перепродан внутри страны. Но по ужаснейшему стечению обстоятельств, количество мировых производителей, готовых предоставить товарный кредит украинским компаниям, существенно меньше, чем количество желающих использовать подобный вид финансирования оборотных средств. Причины такого поведения иностранных производителей, с учетом страховых рисков Украины и макроэкономических показателей, не нуждаются в объяснении.

Соответственно у иностранных производителей остается не так много вариантов ведения бизнеса с украинскими компаниями: отгрузка товаров, исключительно по 100-процентной предоплате или предоставление отсрочки платежа на короткий срок и на ограниченную сумму после определенного периода сотрудничества с компанией. Последний вариант, мягко говоря, не самый распространенный среди компаний, ведущих свой бизнес с украинскими партнерами. Но, исходя из того, что мировой бизнес, напуганный призраком грядущего кризиса, активно борется за рынки сбыта продукции, проблема не выглядит не решаемой. Наверное, классическое страхование финансовых рисков производителя вполне могло бы решить данную проблему. Но страховщики, особенно европейские, любят страховать только те риски, которые не принесут много проблем в будущем, а соответственно, принесут прибыль.

Исходя из такой ситуации, которая в разных вариациях уже повторялась по всему миру и не нова в украинских реалиях, развитые государства смогли найти решение подобного вопроса. И те риски, которые не могут взять на себя частные страховые компании, берет государство в лице экспортно-кредитного агентства. Например, экспортно-кредитное агентство Германии — Euler Hermes Deutschland—AG. Ведь главная миссия этой организации — стимулирование немецкого экспорта, а также защита  инвестиций, осуществляемых локальными компаниями. Самый простой и распространенный пример такого стимулирования — страхование коммерческих и политических рисков немецких производителей при осуществлении торговых операций с иностранной компанией.

Получив страховое покрытие на осуществление торговых операций с украинской компанией, немецкий поставщик может, условно, конечно, отгружать товары без риска неплатежа с украинской стороны. Условность состоит в том, что в случае неплатежа от контрагента производителю потребуется время и ресурсы на получение страхового возмещения от экспортно-кредитного агентства (ЭКА). Но согласитесь, что риск неплатежа с украинской стороны выглядит гораздо внушительнее.

В целом схема достаточно проста: подача заявки в ЭКА с целью получения страхового покрытия на украинского партнера, оценка риска специалистами ЭКА, предоставление (или отказ от предоставления) страхового покрытия на конкретную компанию, сумму, период.

Каким же образом экспортно-кредитное агентство осуществляет оценку риска неплатежа украинской компании, если у него нет официального представительства в Украине? Подобная задача решается с использованием локального информационного провайдера, который контактирует с украинской компанией, получает ее финансовую отчетность и проводит экспресс-исследование. Главная цель исследования — присвоение краткосрочного кредитного рейтинга и определение безопасного лимита товарного кредита. Затраты на проведение подобного исследования берет на себя ЭКА страны-экспортера.

Из особенностей проведения подобных исследований хотелось бы отметить два момента. Первый, ЭКА заказывает исследование только одной компании по официальной отчетности, что достаточно редко отображает платежеспособность исследуемого бизнеса. Второй: на проведение подобного исследования отводится всего пять рабочих дней. За это время информационному провайдеру необходимо связаться с целевой компанией, получить финансовую отчетность и провести само исследование.

Однако, как правило, украинский бизнес редко сосредотачивает всю активность в одном предприятии. Подобные особенности позволяют нашим бизнесменам выполнять ряд важных функций по оптимизации налогообложения и защиты капитала. Поэтому, когда речь заходит об оценке кредитоспособности компании в целях присвоения кредитного рейтинга и оценке потенциальных рисков, экспортно-кредитные агентства не готовы прилагать дополнительные усилия на глубокую оценку всего бизнеса и анализ группы компаний. Единственный выход — исследуемая компания самостоятельно берет на себя функции презентации бизнес-группы.

Что же касается второй особенности, то базовый срок исследования — пять дней, за которые необходимо объяснить руководству компании, по какому поводу у них просят предоставить конфиденциальную информацию, успеть ее подготовить. Кроме того, специалистам исследовательской компании необходимо провести экспресс-оценку, присвоить краткосрочный кредитный рейтинг и определить безопасный торговый лимит. Согласитесь, задача не из простых, учитывая, что два дня идет на объяснение причины исследования, что оставляет на проведение самого анализа не больше одного дня.

Более часто встречающийся вариант, когда исследуемая компания не успевает предоставить необходимую информацию в сжатые сроки, и исследование проводится, исходя из публичных данных. И, если компания не ОАО или не выкладывает в публичный доступ свою финансовую отчетность, что достаточно редко, о страховом покрытии от экспортно-кредитного агентства можно забыть минимум на три месяца. Что это значит для компании, которая вела переговоры по поводу получения отсрочки платежа, объяснять не вижу смысла. Подобную ситуацию можно исправить на протяжении двух недель с момента получения запроса, но потребуются значительные усилия со стороны самой компании.

Наверное, один из самых  часто задаваемых вопросов при проведении экспресс-исследований звучит так: «Мы строили свой бизнес на протяжении
10 лет. Как вы можете что-то рекомендовать, изучая нас один день?» Полностью согласен с подобными репликами, но ничто не мешает украинским компаниям готовиться к проведению подобных проверок. Если они ведут переговоры с иностранным поставщиком и он предлагает им вариант работы через ЭКА, вполне логичным выглядит желание наиболее полным образом презентовать свой бизнес, к чему нужно готовиться минимум две-три недели.

Как готовиться? Тема бизнес-информации, как, впрочем, и экспортного финансирования, достаточно молодая. Нет ни специализированной литературы, ни укоренившейся культуры работы с подобными финансовыми инструментами, а соответственно, опыта. Варианта два: либо нанимать сотрудников, способных готовить финансовую документацию на английском языке, либо обращаться к тем компаниям, которые уже сотрудничают с экспортно-кредитными агентствами, понимают их требования к оценке украинских предприятий и готовы поделиться подобным опытом. Другого выхода нет, поскольку познакомиться с представителями экспортно-кредитных агентств и от них узнать об использованных критериях и подходах к оценке целевых компаний чрезвычайно сложно, если возможно в принципе.

 

Источник: ZN,UA


Поделиться в социальных сетях:

Статьи по теме

Семинар «Риск-менеджмент факторинговых операций и операционная деятельность фактора (Sales ledger)»
01.02.2009

Питер БринслиДата: 26-27 марта 2009 года

Компания «ФАКТОРинг ПРО» впервые в России организует уникальное мероприятие. В Москве состоится семинар зарубежного эксперта и бизнес-тренера Питера Бринсли, посвященный факторинговому...

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" приступает к подготовке исследования рынка кредитования малого и среднего бизнеса в 1 полугодии 2011 года.
18.08.2011

В рамках проекта планируется анкетирование участников рынка, а также проведение углубленных интервью с представителями банков и экспертного сообщества. Выводы, сделанные на основе исследования, будут ...

НФК - первый участник программы ЭСКАР по страхованию экспортного факторинга для субъектов МСП.
20.12.2013

В ходе состоявшейся пресс-конференции Ассоциация факторинговых компаний (АФК) сообщила о запуске специализированной программы поддержки малых и средних предприятий-экспортеров: факторинговое финансирование...