Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Стоит ли ждать бурного развития сегмента страхования торговых и экспортных кредитов в 2009 году? Какие факторы окажут на это наибольшее влияние?

26.01.2009

Последние пять-шесть лет неплатежи по кредитным торговым операциям в России были незначительны благодаря экономическому росту. Сегодня, когда кризис внес коррективы в отношения между субъектами торговли, естественным образом растет спрос на инструменты страховой защиты.

Надо отметить, что за данным видом страхования активно обращаются компании из многих секторов экономики. Не стоит перечислять все сектора экономики, значимые игроки которых обратились за страхованием в последние месяцы, но важно отметить, что основная мотивация заключается в том, что они столкнулись с неплатежами своих покупателей, чего не наблюдали уже многие годы и с чем непросто бороться в одиночку.

Кирилл Малука, директор управления корпоративного страхования ответственности и финансовых рисков Росгосстраха:

В условиях нестабильной финансовой ситуации и нарастания неплатежей бурное развитие страхования торговых кредитов вряд ли возможно. Со стороны потребителей спрос на этот вид страхования большой, и по мере развития кризисной ситуации он будет только увеличиваться. Однако по той же причине – из-за кризиса – страховщики ведут себя на этом рынке все более сдержанно, т.к. кризис значительно увеличивает риски.

Я думаю, что в этом году крупные страховые компании не будут расширять этот бизнес и сосредоточатся на работе с уже имеющимися клиентами.

Михаил Воронько, руководитель управления маркетинга страховой группы «УралСиб»


Российский рынок страхования торговых и экспортных кредитов не является достаточно развитым сегментом отечественной страховой отрасли и традиционно зависит от заключения отдельными страховщиками немногочисленных сделок. Поэтому данный вид страхования не входит в число профильных у большинства российских страховых компаний. В складывающихся условиях финансового кризиса, когда по прогнозам Всемирного банка объем мировой торговли снизится на 2,5% вместо роста в 7–9%, бурного развития страхования торговых и экспортных кредитов ожидать не приходится.

Ирина Алпатова, заместитель генерального директора по имущественному андеррайтингу компании «АльфаСтрахование»:

Вряд ли, так как данный вид требует наличия особых технологий, что сложно для большинства страховых компаний в России.

Если кратко, по сути этого страхования, то компания, реализующая свою продукцию большому числу покупателей (как правило, оптовых), страхует риск банкротства покупателя или просрочки платежей. Безусловно, в период кризиса спрос на данный вид страхования существенно вырос. Раньше в случае, если компания-продавец не готова была продавать свой товар с отсрочкой платежа, компания-покупатель легко могла получить кредит на эти цели и рассчитаться с продавцом. Когда же банки практически приостановили выдачу кредитов, то, конечно же, компании стали искать альтернативные источники если уж не кредитования, то гарантий оплаты покупателями сумм дебиторской задолженности. Страхование торговых кредитов, как и факторинг, являются как раз такими инструментами. Но, несмотря на возросший спрос, страховых компаний, которые занимаются данным видом страхования, больше не стало, более того, условия приема рисков на страхование сильно ужесточились, а часть страховщиков даже приостановила свою деятельность по данному виду страхования.

Это вполне объяснимо. Во-первых, возросла убыточность. Компании, которые ранее не испытывали особенных сложностей с оплатой полученного товара, работали в основном с оборота и в большинстве случаев активно привлекали заемные средства у банков, сейчас столкнулись с невозможностью кредитования, что повлекло целую серию неплатежей и банкротств. Во-вторых, на вероятность наступления убытка очень существенное влияние оказывает кризис, и то, что раньше на основании данных о деятельности компании можно было делать выводы о степени риска, а сейчас это не работает, т.к. влияние общеэкономической ситуации практически непредсказуемо. Работа же страховщиков в большей степени построена на оценке вероятности наступления страховых случаев. При приеме таких рисков на страхование страховщик проверяет финансовую устойчивость и платежеспособность компаний, получающих товар с отсрочкой платежа, в условиях кризиса эти показатели сильно ухудшаются у большинства компаний. Страховщики очень внимательно оценивают эти риски и в большинстве случаев готовы работать с компаниями, чья деятельность не вызывает у них сомнений, у кого низкая зависимость от кредитных ресурсов и т.д. В-третьих, аналогично ужесточились требования перестраховщиков по принимаемым рискам, ряд отраслей вообще невозможно застраховать и перестраховать соответственно. Ну и, конечно же, возросла стоимость перестрахования. Раньше даже мало кто знал про этот вид страхования, и уж точно не планировали тратить средства на страхование кредитных рисков ввиду устоявшихся партнерских отношений и бурного роста экономики, сейчас мы видим, что кризис дал мощный толчок для развития данной отрасли страхования, но бурного роста этого сегмента ожидать не стоит.

Источник: allinsurance.ru


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.