Краткосрочные перспективы торгового финансирования в России.
Статья посвящена вопросу о том, какие краткосрочные перспективы для развития торгового финансирования в России открываются в свете сегодняшнего состояния этого рынка в мире, а также вопросам управления рисками в международной торговле, методам и инструментам их снижения.
В современной экономической литературе отсутствует единый подход к определению термина «торговое финансирование» (Trade Finance). В международной и российской банковской практике сложилось представление о торговом финансировании как о финансировании экспортно-импортных операций клиентов с использованием различных инструментов и, как правило, с привлечением кредитных ресурсов на международных рынках капитала. Основными проводниками торгового финансирования являются коммерческие банки, однако активное участие в организации финансирования международной торговли принимают также экспортные кредитные агентства (ЭКА), экспортно-импортные банки (эксимбанки), международные финансовые организации и банки развития, такие, например, как Международная финансовая корпорация (International Financial Corporation — IFC) и Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development — EBRD).
Вплоть до конца 2008 г., когда Россия в полной мере ощутила на себе влияние мирового финансового кризиса, объем внешнеторговых операций страны стабильно рос на протяжении десяти лет. Рост национальной экономики повлиял и на улучшение категории странового риска России, присваиваемой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)2. Если в 1999 г. страновой риск России оценивался на уровне, соответствующем 7-й категории, то в 2008 г. Россия уже относилась к группе стран с 3-й категорией риска. С одной стороны, это стало свидетельством повышения способности нашей страны и ее резидентов своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства перед контрагентами из других стран. С другой стороны, это позволило российским банкам привлекать иностранный капитал на более выгодных для себя условиях.
Позитивная динамика внешнеторгового оборота стимулировала банковский сектор России расширять свое участие в этом быстрорастущем сегменте рынка. Росли количество и объем сделок по торговому финансированию, постепенно расширялась линейка банковских продуктов для клиентов — участников внешнеэкономической деятельности, все большее число банков предлагало услуги торгового финансирования.
В торговом финансировании сегодня используется довольно широкий арсенал инструментов. Некоторые из этих инструментов востребованы не только во внешнеторговых сделках, поскольку представляют интерес и для участников внутренней торговли. Нередко подразделения банков, ответственные за торговое финансирование, организуют финансирование сделок, в которых международный элемент либо отсутствует совсем, либо содержится в неявном виде. В частности, подобные ситуации довольно часто возникают в случае торговых отношений между двумя резидентами российской экономики, хотя бы один из которых является компанией с иностранным капиталом. Тем не менее, торговое финансирование изначально позиционируется как банковский продукт, ориентированный на участников внешнеторговой деятельности, поэтому перспективы развития торгового финансирования будут в первую очередь зависеть от ситуации на международных рынках.
Восстановительный рост международной торговли после кризиса
Международная торговля является основной формой международных экономических отношений. На ее долю, по некоторым оценкам, приходится до 80% всего объема внешнеэкономической деятельности стран мира. Последний глобальный кризис привел к заметному снижению мировой экономической активности. Однако если падение производства товаров и услуг в мире в 2009 г. составило 0,6–1,0%, сокращение международного торгового оборота оказалось беспрецедентным со времен Второй мировой войны, достигнув рекордных 10,7%. Примечателен и тот факт, что отрицательный темп роста международной торговли, зафиксированный в прошлом году, был отмечен впервые за последние 28 лет. Сокращение объемов международной торговли явилось результатом действия целого ряда факторов: падения спроса и цен на основные сырьевые товары на мировых рынках, кризиса доверия между различными экономическими субъектами, ужесточения требований к контрагентам, роста процентных ставок и, как следствие, дефицита финансирования международной торговли. Таким образом, данные статистики позволяют сделать вывод о том, что глобальный экономический кризис, изначально проявившийся как кризис финансовый, в значительной степени явился и кризисом торговым.
Результаты недавно проведенного исследования (Freund, 2009)3 показали, что за последние полвека показатель эластичности международной торговли по мировому ВВП заметно увеличился: с 2% в начале 1960-х гг. до уровня свыше 3% в настоящее время. Это означает, что изменение мирового ВВП на 1% приводит к изменению объема международной торговли на 3% и более. При этом показатель эластичности имеет свойство увеличиваться в периоды нестабильности и кризиса на мировых рынках, что отчетливо наблюдалось в 2009 г. В связи с этим вполне обоснованным видится принятое в апреле 2009 г. на лондонском саммите решение лидеров клуба G20 о выделении 250 млрд долл. США в течение двухлетнего периода на поддержку и финансирование международной торговли.
В настоящее время существуют разные прогнозы относительно темпов восстановления международной торговли. Так, МВФ прогнозирует рост объема международной торговли в 2010 г. на уровне 7%. Всемирная торговая организация (ВТО) гораздо более оптимистична в своих оценках. В сентябре текущего года эксперты ВТО повысили свой прогноз по росту мировой торговли в 2010 г. с 10,0 до 13,5%4. Улучшение прогноза связано с более быстрыми, чем ожидалось, темпами восстановления международной торговли от последствий глобального кризиса. По оценкам ВТО, развивающиеся страны и страны СНГ продемонстрируют по итогам 2010 г. рост экспорта на уровне 16,5% против сокращения на 7,8% годом ранее, развитые страны — на 11,5% (–15,3% в 2009 г.). При этом ожидается, что во втором полугодии 2010 г. мировая торговля будет расти более скромными темпами по сравнению с первым полугодием 2010 г. Снижение темпов роста эксперты связывают с постепенным отказом властей от стимулирования экономики. Несмотря на столь оптимистичные прогнозы, необходимо помнить, что базой для определения темпов роста является «провальный» 2009 г., поэтому процесс восстановления международного торгового оборота до исторического максимума апреля 2008 г. займет, по всей вероятности, несколько лет.
Содействие международной торговле
Содействие международной торговле на уровне стран и регионов, а также, по возможности, отказ от протекционистских мер способствуют постепенному восстановлению объема международного торгового оборота и выходу мировой экономики из рецессии. Сравнительная оценка эффективности политики отдельных стран в области международной торговли и экономического сотрудничества приведена в отчете Всемирного экономического форума (ВЭФ) о содействии международной торговле (The Global Enabling Trade Report 20105). Отчет ВЭФ 2010 г. представляет собой рейтинг 125 стран мира по комплексному индексу открытости национальных экономик для международной торговли The Enabling Trade Index, учитывающему четыре блока показателей:
1) доступ к внутреннему рынку;
2) административное управление на границах;
3) деловой климат;
4) транспортная и коммуникационная инфраструктура.
В пятерку наиболее открытых с точки зрения международной торговли стран мира в этом году вошли Сингапур, специальный административный район Китая Гонконг, Дания, Швеция и Швейцария. Эти же страны возглавляли рейтинг ВЭФ и в прошлом году. Россия занимает крайне низкую позицию в данном рейтинге как по комплексному показателю (114-е место), так и по отдельным его составляющим: доступ к внутреннему рынку — 125-е место (последнее место в рейтинге), административное управление на границах — 109-е место, деловой климат — 92-е место. По уровню развития транспорта и коммуникационной инфраструктуры Россия занимает более высокую относительно остальных показателей позицию — 48-е место.
Обращает на себя внимание и тот факт, что позиция России в общем рейтинге значительно хуже, чем у многих бывших союзных республик. Эксперты ВЭФ отмечают чрезвычайно ограниченный доступ иностранных компаний к внутреннему рынку России и низкую эффективность административного управления на границах. Отечественная экономика остается малооткрытой и сложной для импорта и экспорта, что создает объективные ограничения для качественного роста внешней торговли страны.
Управление рисками в международной торговле
Помимо упомянутых выше трудностей, российские экспортеры и импортеры сталкиваются с вполне традиционными для международной торговли рисками. Классификация основных рисков в международной торговле в соответствии с подходом, принятым в риск-менеджменте и документах Базельского комитета по банковскому надзору, приведена ниже.
Операционные (operational risks)
Юридические (legal risks)
— риски потерь, связанных с тем, что законодательство или не было учтено, или изменилось в период сделки;
— риск несоответствия законодательств (систем права) разных стран;
— риск некорректно составленной документации, в результате чего контрагент может не выполнить условия контракта.
Транспортные (transport risks)
— риски, связанные с возможной потерей или повреждением товара во время транспортировки.
Рыночные (market risks)
Валютный (exchange and currency risk)
— риск, связанный с вероятностью потерь в связи с изменением курса валюты платежа, отличной от валюты страны экспортера и импортера.
Риск ликвидности (liquidity risk)
— риск ликвидности фондирования, связанный со снижением способности финансировать принятые на себя обязательства и исполнять денежные требования контрагентов ввиду увеличения продолжительности цикла оборотного капитала при участии в международной торговле.
Кредитные (credit risks)
Риск контрагента (counterparty risk)
— риск потерь вследствие неисполнения обязательств по оплате товара импортером или отказа экспортера возвратить аванс.
Политические (political/sovereign risks)
— риски потерь в результате событий, которые могут препятствовать импортеру перевести денежные средства или экспортеру — отправить товар: забастовки, восстания, войны, эмбарго;
— риски, связанные с экономической политикой стран: риск неконвертируемости, риск перевода, риск моратория на платежи за границу.
Участие в международной торговле является более рискованным видом деятельности по сравнению с торговлей внутри страны. Поэтому эффективная инфраструктура финансирования международной торговли должна обеспечивать не только предоставление капитала экспортерам и импортерам, она должна предлагать действенные механизмы управления рисками, спрос на которые со стороны участников международной торговли всегда присутствует и должен быть удовлетворен. Используемые сегодня в торговом финансировании методы, схемы и инструменты позволяют успешно справляться с такими рисками, как риск ликвидности фондирования, кредитный риск контрагента, политические риски.
Следует отметить, что в острую фазу глобального экономического кризиса, ввиду резкого сокращения риск-аппетита, заметно возросла потребность различных экономических субъектов в дополнительных гарантиях. Многие иностранные банки заняли выжидательную позицию в отношении предоставления кредитных ресурсов российским банкам (особенно средним и мелким) и готовы были финансировать внешнеторговые сделки только при наличии дополнительного покрытия кредитных рисков. Другими словами, наблюдаемая на тот момент в мире общая тенденция «бегства к качеству» (flight to quality6) не обошла стороной и такой сегмент рынка, как торговое финансирование, и выразилась в заметном увеличении спроса со стороны частного сектора на услуги экспортных кредитных агентств, международных финансовых организаций и банков развития. Если раньше под страховку или гарантии ЭКА в основном организовывались сделки по долгосрочному финансированию импорта оборудования, то в кризис многие участники международной торговли столкнулись с невозможностью привлечения даже краткосрочного финансирования без страхового или гарантийного покрытия со стороны национальных экспортных кредитных агентств. Большинство экспортных кредитных агентств приняли антикризисные меры, направленные на либерализацию условий предоставления покрытия. Таким образом, традиционная роль ЭКА как государственных инструментов поддержки национального экспорта стала вновь востребованной.
Торговое финансирование: краткосрочные перспективы
Рынок торгового финансирования восстанавливается, иностранные банки открывают (хотя зачастую и не в прежних докризисных объемах) ранее закрытые кредитные лимиты на российские банки, увеличиваются сроки финансирования, наблюдается постепенное снижение процентных ставок.
В краткосрочной перспективе увеличение спроса на услуги торгового финансирования будет происходить по мере роста внешнеторгового оборота страны, а данные о показателях экспорта и импорта России за первое полугодие 2010 г. вселяют определенный оптимизм. Торговое финансирование сохранит свою относительную привлекательность с точки зрения стоимости кредитных ресурсов. Ценовые конкурентные преимущества будут на стороне крупных российских банков (прежде всего банков с государственным участием) и дочерних кредитных организаций крупных иностранных банков. Можно также предположить, что наиболее популярными инструментами торгового финансирования будут документарные аккредитивы и банковские гарантии — традиционные, проверенные временем инструменты, понятные участникам рынка и регулируемые международными унифицированными правилами. При этом не следует ожидать в краткосрочном периоде резкого увеличения аппетита к риску как российских, так и иностранных банков. Следовательно, банки будут продолжать по возможности привлекать к участию в сделках экспортные кредитные агентства и международные финансовые институты.
Источник: Bankir.ru