Симановский традиционно не видит разницы между кредитом и факторингом.
В ходе мероприятия, объединившего в президиуме руководителя комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности Александра Мурычева, президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, заместителя главы Агентства по страхованию вкладов Алексея Мельникова, партнера аудиторско-консалтинговой группы ФБК Алексея Терехова и директора департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексея Симановского, обсуждался законопроект о мотивированном суждении, разработанный Банком России.
В первой части дискуссии Алексей Терехов в качестве примера мотивированного суждения привел практику, установленную саморегулируемыми организациями на рынке аудиторских услуг. Президент АРБ Гарегин Тосунян отметил, что последствия мотивированного суждения регулятора в виде конкретных санкций должны наступать по итогам содержательной дискуссии с кредитной организацией, а мотивированное суждение Банка России не должно противоречить презумпции невиновности – если надзор не выявил нарушения по формальным либо неформальным признакам, поднадзорный банк не должен быть наказан. Свое видение мотивированного суждения представили директор центра экономических исследований МФПА Сергей Моисеев и Алексей Мельников. Практические вопросы надзора территориальными органами ЦБ предложила рассмотреть глава Уральского банковского союза Валентина Муранова.
В завершении мероприятия с вопросом о рассмотрении надзорным органом ЦБ факторинговых сделок к Алексею Симановскому обратился представитель АФК (далее – расшифровка аудиозаписи):
«Алексей Юрьевич, мой вопрос касается профессионализма мотивированного суждения, о котором сегодня было немало сказано. Сегодня банки занимаются множеством видов деятельности помимо кредитования, регулируемого главой 42 ГК РФ. В частности они занимаются факторингом, который регулируется главой 43 ГК РФ. Специалистов в факторинге сейчас в России очень мало, практически нет. АФК подготовила справочник из 70 кредитных организаций, которые при каждой проверке Банка России или его территориального управления вынуждены объяснять, чем факторинг отличается от кредита. Причина в том, что в Банке России просто нет специалистов, готовых ответить на этот вопрос. И если мы сейчас семимильными шагами под лозунгом реализации концепции Международного финансового центра идем к консолидированному надзору, мы сталкиваемся с тем, что у нас возникает огромное количество видов деятельности, по которым Банк России должен будет выносить мотивированное суждение. Сейчас такого не происходит: кто из банков смог доказать [чем факторинг отличается от кредита], тот смог, кто не смог – тот по воле ЦБ руководствуется тем, что факторинг – это разновидность кредитования. И в соответствии с этим поднадзорный банк оценивает риски и создает резервы. Согласны ли вы с тем, что Банку России для вынесения мотивированного суждения для целей консолидированного надзора не только за факторингом, но и за лизингом, коллекторством и другими видами деятельности банков, просто не хватает профессиональных кадров? И если это так, то может быть обратиться к объединениям банков – ассоциациям, союзам, саморегулируемым организациям – для того, чтобы шел не обмен претензиями, не пинг-понг, а чтобы шла выработка каких-то принципов и правил, по которым за этими видами деятельности будет в дальнейшем осуществляться надзор».
А. Симановский: «Понятно, что любая организация нуждается во все большем количестве профессионалов, идет конкуренция за таких профессионалов, очевидно, что не все они сосредоточены в Банке России, в моем департаменте. И это хорошо для рынка. Что касается вашей темы, мы еще раз обратимся к факторингу. Я видел публикацию несколько дней назад… Посмотрим, действительно ли есть основания говорить о том, что факторинг чем-то принципиально отличается от кредитования. С точки зрения создания резервов на возможные потери в нашем представлении нет принципиальной разницы. Что касается работы с ассоциациями, то мы, Александр Васильевич Мурычев не даст соврать, работаем с ассоциациями. И прессу мы тоже читаем, знаем про вашу озабоченность, будем разбираться этим вопросом…»
Источник: Factor-news.ru