Новости законодательства РФ от 28-04.05.2011.
В настоящем обзоре мы также предлагаем рассмотреть Проект Приказа ФСФР РФ, опубликованный на сайте Федеральной службы, которым предполагается утвердить полный перечень инсайдерской информации, а также порядок и сроки её раскрытия.
1. Приказ ФСФР РФ от 21.01.2011 N 11-2/пз-н «Об утверждении Положения о порядке и условиях поддержания цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром и Изменений в Положение о порядке оказания услуг, способствующих заключению срочных договоров (контрактов), а также особенностях осуществления клиринга срочных договоров (контрактов), утвержденное Приказом ФСФР РФ от 24.08.2006 N 06-95/пз-н»
Положением установлен порядок и условия поддержания цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром:
1.1. при поддержании участниками торгов в соответствии с договором с эмитентом цен на эмиссионные ценные бумаги на торгах фондовой биржи в связи с размещением и обращением эмиссионных ценных бумаг Поддержание цен на эмиссионные ценные бумаги допускается в отношении публично обращающихся эмиссионных ценных бумаг в связи с размещением дополнительного выпуска этих ценных бумаг, а также эмиссионных ценных бумаг, которые впервые публично размещаются путем открытой подписки, осуществляемой через фондовую биржу или с привлечением брокера, либо впервые предлагаются к публичному обращению через фондовую биржу, в том числе с привлечением брокера.
Срок, в течение которого может осуществляться поддержание цен не превышает 3 месяцев с даты государственной регистрации отчета (представления в регистрирующий орган уведомления) об итогах этого выпуска (для акций и облигаций), либо, для российских депозитарных расписок, - с даты государственной регистрации изменений в решение об их выпуске.
Поддержание цен допускается на основании договора с эмитентом, о факте заключения которого, а также об изменениях и досрочном прекращении должна быть уведомлена фондовая биржа. В случае если участник торгов, осуществляющий поддержание цен на эмиссионные ценные бумаги по договору с эмитентом, одновременно оказывает этому же эмитенту услуги по размещению этих ценных бумаг, такой участник торгов обязан принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего в связи с этим.
1.2. при поддержании участниками торгов в соответствии с договором, одной из сторон которого является организатор торговли, цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром на торгах организатора торговли
Поддержание участником торгов (маркет-мейкером) цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром осуществляется на основании договора с организатором торгов. Приказом ФСФР РФ определены способы поддержания цены (посредством подачи и одновременном поддержании маркет-мейкером заявок на покупку и на продажу (двусторонних котировок) в ходе торговой сессии), объёма торгов (аналогично поддержанию цены), спроса (путем подачи только заявок на покупку) и предложения (путём подачи маркет-мейкером только заявок на продажу). В каждом из указанных случаев организатор торговли устанавливает обязательные требования к спрэду по подаваемым маркет-мейкером заявкам, минимальному объему (при поддержании цены), максимальной цене (соответственно, на покупку и на продажу), а также в отношении периода времени, в течение которого маркет-мейкер обязан подавать соответствующие заявки. Особо урегулирован вопрос поддержания цены, спроса, предложения или объема, складывающихся на торгах, на которых заключаются договоры репо - они осуществляется маркет-мейкером путем подачи и одновременного поддержания заявок на заключение договоров репо, по которым маркет-мейкер является покупателем по договору репо и заявок, по которым маркет-мейкер является продавцом по договору репо, с одинаковым сроком исполнения, но имеющим разную ставку репо (далее - двусторонние котировки репо). Организатор торговли устанавливает обязательные требования к спрэду двусторонней котировки репо, к минимальному объему подаваемых маркет-мейкером заявок, а также периоду времени, в течение которого маркет-мейкер обязан поддерживать двусторонние котировки репо, и порядок определения максимального спрэда двусторонней котировки репо.
2. Приказ ФСФР РФ от 21.01.2011 N 11-3/пз-н «Об утверждении Положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, Положения о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, Положения о порядке и сроках направления уведомлений инсайдерами о совершенных ими операциях»
Приказом вводятся в действие три Положения, устанавливающие порядок практической реализации требований закона в части:
2.1. уведомления лиц, включенных в список инсайдеров, об их включении в такой список и исключении из него, их информировании о применимых к ним требованиях законодательства об инсайде
«Положением о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка» установлена обязательность уведомления лица, включенного в список инсайдеров, или исключенного из списка, о факте его включения/исключения из списка инсайдеров, в срок не позднее 1 рабочего дня с даты наступления соответствующего события. Нормативным актом предусмотрена единственная - письменная - форма уведомления. Уведомление должно быть передано под роспись непосредственно лицу, включенному в список инсайдеров, или направляется по последнему его известному адресу способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления адресатом. Определены обязательные реквизиты уведомления, а также приведен его образец. В случае невозможности вручения уведомления инсайдеру по независящим от организации обстоятельствам, она обязана уведомить об этом ФСФР РФ в 5-дневный срок. Установлена обязанность организации хранить информацию о направленных уведомлениях в течение 5 лет после исключения лица из списка инсайдеров.
2.2. передачи списка инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром
«Положением о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром» определено, что список инсайдеров подлежит передаче всем организаторам торговли, через которые совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, существенное влияние на цены которых может оказать распространение или предоставление информации, включенной в перечень инсайдерской информации составителя списка. Список инсайдеров (изменения в список инсайдеров) должен быть передан не позднее начала следующего за днём составления списка (внесения изменений в список) торгового дня. При передаче списка инсайдеров следует указать те финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товар, существенное влияние на цены которых может оказать распространение или предоставление информации, включенной в перечень инсайдерской информации. Организатор торговли обязан обеспечить наличие не менее двух способов (основной и резервный/резервные) для передачи ему списка инсайдеров. При этом право выбора способа передачи из установленных организатором торговли принадлежит отправителю списка инсайдеров. На практике, однако, выбор будет ограничен, так как Положение обязывает подателя списка передать одновременно со списком инсайдеров письменные согласия физических лиц, включенных в список инсайдеров, на обработку их персональных данных (копии письменных согласий, заверенные уполномоченным лицом юридического лица).
2.3. уведомления инсайдерами о совершенных ими операциях
«Положением о порядке и сроках направления уведомлений инсайдерами о совершенных ими операциях» предусмотрена обязанность лиц, включённых в список инсайдеров, направить уведомление о совершенных ими операциях в течение 10 рабочих дней с момента проведения соответствующей операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами. Положением установлена форма такого уведомления, а также определены различные категории получателей уведомлений от инсайдеров, в зависимости от того, к какой категории относится организация, в список инсайдеров которой он включён (эмитент, управляющая компания, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке определенного товара и т.д.). Уведомления должны быть направлены в соответствующие организации способом, обеспечивающим подтверждение получения уведомления, в том числе путем представления в экспедицию данной организации, направления почтового отправления с уведомлением о вручении, направления электронного документа, подписанного электронной подписью.
3. На сайте ФСФР РФ опубликована вторая редакция Проекта Приказа ФСФР РФ «Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 – 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также порядка и сроков раскрытия такой информации»
Вторая редакция документа содержит существенные отличия, по сравнению с предыдущей версией, опубликованной в декабре 2010 г.
Для эмитентов перечень инсайдерской информации является наиболее обширным и включает 55 категорий сведений. При составлении указанного перечня за основу взята информация, подлежащая обязательному раскрытию в соответствии с «Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (утв. Приказом ФСФР РФ от 10.10.2006г. № 06-117/пз-н). Однако, по сравнению с предыдущей редакцией документа, список инсайдерской информации эмитентов существенно расширен (в основном, за счёт отнесения к инсайдерской информации большего перечня решений совета директоров эмитента).Также установлен ограничительный список решений, факт непринятия которых советом директоров относится к инсайдерской информации. Добавлены новые виды информации, относящейся к инсайдерской информации эмитентов, относящиеся к бухгалтерской (финансовой) отчётности и размещению ценных бумаг эмитента.
Для управляющих компаний существенно сокращен список инсайдерской информации. Проект нового положения не относит к инсайдерской информацию о политике, которой будет придерживаться управляющая компания паевого инвестиционного фонда, о дроблении инвестиционных паев, о выплате дохода по инвестиционным паям закрытого паевого инвестиционного фонда, о принятии решения о передаче прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании, о принятии решения об изменении типа паевого инвестиционного фонда, о заключении договора с новым лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа управляющей компании.
Для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, – добавлена информация, составляющая бухгалтерскую (финансовую) отчетность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, в том числе его сводную бухгалтерскую (консолидированную финансовую) отчетность.
Для организаторов торговли – расширен перечень инсайдерской информации за счёт включения в него решений, принятых фондовой биржей. Новый проект включает в себя информацию о приостановлении и возобновлении размещения биржевых облигаций и о признании выпуска (дополнительного выпуска) биржевых облигаций несостоявшимся. В перечень инсайдерской информации дополнительно включена информация об итогах выпуска (дополнительного выпуска) биржевых облигаций, а также информация, содержащаяся в реестре внебиржевых сделок с биржевым товаром, ведение которого осуществляется товарной биржей.
Для клиринговых организаций, депозитариев и кредитных организаций, осуществляющих расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли – расширен перечень информации, о договорах (i) клиринговой организации с депозитарием и (или) кредитной организацией, которые осуществляют расчеты по результатам сделок, совершенных через организатора торговли; (ii) клиринговой организации с организатором торговли или с другой клиринговой организацией; (iii) организатора торговли с депозитарием и (или) кредитной организацией, которые осуществляют расчеты по результатам сделок, совершенных через организатора торговли. В отношении таких договоров, новый проект положения относит к инсайдерской информации не только сведения о заключении, расторжении или прекращении таких договоров, но и сведения об изменении их существенных условий. Новая редакция положения относит к инсайдерской информации указанных субъектов также информацию о торговых счетах депо и торговых товарных счетах, а также об операциях по указанным счетам.
Для профессиональных участников РЦБ предусмотрено отнесение к инсайдерской информации следующих сведений:
- информации, содержащейся в подлежащих исполнению поручениях клиентов на приобретение (покупку) или
продажу ценных бумаг или на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;
- информации, составляющей существенные условия договоров доверительного управления.
При этом Положением установлены 3 основания для каждого из указанных выше случаев, когда информация обязательно относится к категории инсайдерской, но при этом список не является исчерпывающим и может быть дополнен профессиональным участником той информацией, которая, по его мнению, может оказать существенное влияние на цену ценных бумаг.
Для биржевых посредников, биржевых брокеров новый проект положения относит к инсайдерской информации сведения, содержащиеся в подлежащих исполнению поручениях клиентов на приобретение (покупку) или продажу биржевого товара, в случае когда рыночная стоимость биржевого товара в отношении которого подано поручение, составляет или превышает 100 млн. руб., либо если клиент является инсайдером хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке этого биржевого товара. Данный список оснований не является исчерпывающим и может быть дополнен биржевым посредником/биржевым брокером иной информацией, которая, по его мнению, может оказать существенное влияние на цену биржевого товара.
Для кредитных организаций, осуществляющих в интересах клиентов операции с иностранной валютой на валютной бирже – новый проект предусматривает, что информация, содержащаяся в подлежащих к исполнению поручениях клиентов на покупку / продажу иностранной валюты на валютной бирже, обязательно относится к инсайдерской информации кредитных организаций, только в случаях, если рыночная стоимость иностранной валюты, указанной в таких поручениях, составляет или превышает 100 млн. руб. Однако кредитная организация вправе включить в перечень и иную информацию, если, по её мнению, эта информация может оказать существенное влияние на цену иностранной валюты.
Для информационных агентств новый проект положения не предусматривает каких-либо изменений в отношении перечня инсайдерской информации.
Для рейтинговых агентств новый проект положения существенно изменил перечень инсайдерской информации. К их инсайдерской информации теперь относится информация о присвоении, изменении, приостановке рейтинга или ином рейтинговом действии в отношении объектов рейтингования, если в соответствии с заключенным договором о проведении рейтинговой оценки, либо в соответствии с внутренними правилами рейтингового агентства, информация о таком рейтинговом действии подлежит раскрытию.
Проектом Приказа предусматривается утверждение «Положения о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации» (далее – Положение). Положением будет установлен дифференцированный порядок раскрытия инсайдерской информации в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени (лента новостей), в сети Интернет, в документах, в том числе утверждаемых уполномоченными органами инсайдера.
Применительно к раскрытию инсайдерской информации управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов и организаторов торговли, Положение содержит отсылочные нормы к ранее принятым нормативным актам ФСФР РФ, регулирующим порядок и срок раскрытия информации для данных категории лиц.
Адвокатское бюро «Линия права» предоставляет еженедельные обзоры законодательства своим клиентам и контрагентам, а также иным лицам, выразившим согласие на получение наших обзоров. Будем признательны, если Вы сможете рекомендовать нас Вашим коллегам и друзьям, заинтересованным в бесплатном получении наших материалов. Для включения новых получателей в список рассылки достаточно отправить нам сообщение на адрес электронной почты review@lp.ru В целях защиты от спама просим указывать в сообщении электронный адрес лица, выразившего согласие на получение наших еженедельных новостных обзоров.
Обзор подготовлен юристами Банковской практики Адвокатского бюро «Линия права».
Наши специалисты будут рады рассмотреть иные интересующие Вас вопросы в рамках еженедельного обзора законодательства.
Ваши вопросы и предложения по улучшению нашей работы просим направлять Дмитрию Крупышеву, партнеру, руководителю Банковской практики по адресу Dmitry.Krupyshev@lp.ru
Более подробную информацию о наших услугах Вы можете получить на сайте www.lp.ru
* * *
Адвокатское бюро «Линия права» напоминает, что Федеральный закон №224-ФЗ от 27 июля 2010 года «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязывает лиц, указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 статьи 4 названного закона не позднее 1 года с даты официального опубликования названного закона (т.е. до 30 июля 2011 года) утвердить собственный перечень инсайдерской информации, который должен соответствовать установленному ФСФР РФ перечню, и опубликовать его на своём официальном сайте в сети Интернет.
Федеральным законом №224-ФЗ установлены также и другие обязанности в отношении указанных лиц:
вести список инсайдеров;
уведомлять инсайдеров о включении их в список инсайдеров и исключении их из такого списка;
передавать список инсайдеров организаторам торговли;
разработать и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации и правила охраны её конфиденциальности;
определить (создать) структурное подразделение (должностное лицо), в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением требований Федерального закона №224-ФЗ и обеспечить условия для беспрепятственного и эффективного осуществления им своих функций;
обеспечить наличие системы записи обмена данными и их хранения;
предпринять все необходимые меры для предотвращения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.
Адвокатское бюро «Линия права» предоставляет консультации по практическим мерам, необходимым для выполнения требований российского законодательства об инсайде, включая разработку требуемых по закону документов.
Источник: ФАКТОРинг ПРО по материалам Адвокатского бюро «Линия права»