Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Консультации экспертов ГАРАНТа.

10.10.2011

В соответствии со ст. 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга) финансовый агент передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

При закрытом (скрытом, конфиденциальном) факторинге дебитор, не владеющий информацией об уступке, продолжает вносить плату на счет поставщика. Последний, в свою очередь, рассчитывается с финансовым агентом (фактором).

Согласно п. 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации" и п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации" поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, продукции, товаров, признаются прочими доходами, а расходы, связанные с их продажей, выбытием и прочим списанием, - прочими расходами.

В соответствии с Планом счетов для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Таким образом, поступления от выбытия дебиторской задолженности покупателя продукции признаются в бухгалтерском учете прочими доходами и отражаются по дебету счета 76 в корреспонденции со счетом 91, субсчет "Прочие доходы". А стоимость уступленного требования, равная сумме дебиторской задолженности за отгруженные товары, учитывается в составе прочих расходов организации и списывается с кредита счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в дебет счета 91, субсчет "Прочие расходы":

Как мы поняли из Вашего запроса, поставщик уступает фактору требование по номиналу со следующими условиями:

1. Оплата 90% покупаемой задолженности сразу;
2. Оплата 10% задолженности после оплаты задолженности дебитором.

По нашему мнению, в бухгалтерском учете организации эта операция может быть отражена следующими записями:

На дату реализации продукции:

Дебет 62 Кредит 90, субсчет "Прочие доходы"
- отражена выручка от продажи товаров;

Дебет 90, субсчет "Прочие расходы" Кредит 41
- списана себестоимость отгруженных товаров;

Дебет 90, субсчет "Прочие расходы" Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"
- начислен НДС с выручки от продажи товаров;

Дебет 76, субсчет "Расчеты с финансовым агентом" Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- отражен доход от уступки права требования;

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 62
- списана стоимость уступленного требования.

На дату получения финансирования от фактора:

Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Расчеты с финансовым агентом"
- поступили средства по договору факторинга от фактора (90%).

Кроме того, дополнительной проводкой отражается обязательство покупателя перед финансовым агентом по уступленной задолженности:

Дебет 76, субсчет "Расчеты с покупателем по уступленной задолженности" Кредит 76, субсчет "Расчеты с финансовым агентом" (100%)
- отражено обязательство перед финансовым агентом.

По нашему мнению, после заключения договора скрытого факторинга оплата покупателя, поступающая на расчетный счет поставщика, для Вашей организации уже не является погашением задолженности за реализованный товар, хотя таковой она продолжает оставаться для самого покупателя. Указанные денежные средства на момент поступления их на расчетный счет поставщика являются собственностью финансового агента. В связи с этим в рассматриваемой ситуации отражение поступивших денежных средств от покупателя за приобретенную продукцию корректнее отражать не на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", а на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

На дату поступления оплаты от покупателя:

Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Расчеты с покупателем по уступленной задолженности"
- получена оплата от покупателя.

На дату расчетов с финансовым агентом (фактором):

Дебет 76, субсчет "Расчеты с финансовым агентом" Кредит 51
- денежные средства перечислены финансовому агенту.

Сумма финансовых услуг в виде вознаграждения финансовому агенту (фактору) по договору факторинга в бухгалтерском учете включается в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации").

На дату получения остатка финансирования от фактора:

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 76, субсчет "Расчеты с финансовым агентом"
- учтены затраты на оплату вознаграждения финансовому агенту;

Дебет 19 Кредит 76, субсчет "Расчеты с финансовым агентом"
- учтен НДС по вознаграждению финансового агента;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- НДС по вознаграждению принят к вычету;

Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Расчеты с финансовым агентом"
- поступили оставшиеся средства от финансового агента (за вычетом его вознаграждения).

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Титова Елена, Монако Ольга


Помещением владеют три собственника на праве долевой собственности. При заключении договора аренды планируется включить в него условие о том, что оплата будет производиться только одному собственнику.
Правомерно ли оплату перечислять одному собственнику, или необходимо заключить дополнительно договор уступки?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Указанный в вопросе способ расчетов не противоречит закону.

Обоснование вывода:

Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (п. 1 ст. 246 ГК РФ). При передаче такого имущества в аренду (а аренда является одним из способов распоряжения имуществом) заключается договор со множественностью лиц на стороне арендодателя. Арендодателями в этом случае являются все участники долевой собственности (п. 1 ст. 308 ГК РФ).

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 614 ГК РФ порядок и условия внесения арендной платы определяются договором аренды. Требования о том, что по договору аренды со множественностью лиц на стороне арендодателя арендная плата должна перечисляться каждому из арендодателей, законодательство не содержит. Поэтому стороны вправе предусмотреть в договоре аренды условие о перечислении всей арендной платы только одному из них. Более того, если договором аренды имущества, находящегося в долевой собственности, не предусмотрен особый порядок внесения арендной платы, арендатор, в силу ст. 326 ГК РФ, вправе уплачивать ее любому из арендодателей. Такое исполнение является надлежащим (ст. 309 ГК РФ).

Если иное не предусмотрено соглашением между участниками долевой собственности, перечисленная одному из них арендная плата, в силу ст. 248 ГК РФ, поступает в состав общего имущества и распределяется между ними соразмерно их долям.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Карасевич Любовь, Александров Алексей


Организация-поставщик получает деньги за продукцию с резидента Узбекистана при предъявлении документов в банк по аккредитиву (безотзывный, документарный). Условиями аккредитива предусмотрена плата (комиссия) за "документы с расхождениями". Поэтому оплата за поставленный товар уменьшается на сумму комиссии за "расхождение в представленных документах".
Как отразить в бухгалтерском учете поставщика указанную комиссию?

В рамках настоящей консультации мы не рассматриваем правомочность удержания комиссии банком за счет поставщика товаров.

В соответствии с п. 5 ПБУ 9/99 "Доходы организации" поступления (выручка) от продажи товаров являются доходами по обычным видам деятельности.

На основании Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция), выручка от продажи товаров отражается по счету 90 "Продажи".

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности (п. 6 ПБУ 9/99).

Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации (п. 6.1 ПБУ 9/99).

С учетом приведенных норм в рассматриваемой ситуации выручка в бухгалтерском учете отражается исходя из цены договора, то есть без вычета комиссии банка.

Согласно п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, учитываются в составе прочих расходов и отражаются на счете 91, субсчет "Прочие расходы".

Оплата банковской комиссии "документы с расхождениями" отражается на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Таким образом, бухгалтерские проводки в данном случае могут быть следующими:

Дебет 60 Кредит 90, субсчет "Выручка"
- признана выручка от реализации в полном объеме (без вычета комиссии банка);

Дебет 76, субсчет "Расчеты с банком" Кредит 60
- удержана комиссия банка за документы с расхождениями;

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 76, субсчет "Расчеты с банком"
- признаны расходы в виде комиссии банка;

Дебет 51 (52) Кредит 60
- поступили на расчетный (валютный) счет денежные средства (выручка) за минусом удержанной комиссии банка.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Молчанов Валерий, Монако Ольга

 

Источник: ФАКТОРинг ПРО по материалам ГАРАНТа


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.