Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Новости законодательства за 02.12.2011 – 07.12.2011.

22.12.2011

Новый Закон о бухгалтерском учете предусматривает более подробный перечень объектов бухгалтерского учета. В перечень входит семь пунктов, в отличие от трех в действующем законе. В настоящее время объектами бухучета является имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. В 2013 году к объектам бухучета экономического субъекта будут относится факты хозяйственной жизни (это новое понятие, включающее в себя сделки, события, операции), активы, обязательства, источники финансирования деятельности экономического субъекта, доходы, расходы, а также иные объекты, установленные федеральными стандартами.

От ведения бухгалтерской отчетности освобождены индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, нотариусы и иные лица), а также филиалы и представительства иностранных организаций в случае, если они ведут учет доходов или доходов и расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Со вступлением в силу Закона о бухгалтерском учете по общему правилу руководители экономических субъектов (в настоящее время – руководители организаций) утратят право самостоятельного ведения бухгалтерского учета. Такое право сохраниться только у руководителей малого и среднего бизнеса. Руководитель крупной некредитной организации будет обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, а руководитель кредитной организации – только на главного бухгалтера, который должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации. Отдельный перечень требований установлен к главному бухгалтеру в компаниях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж.

Согласно новому Закону о бухгалтерском учете формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета будет утверждать руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Также вводятся изменения в общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а именно:

 - в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны;
 - бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе только руководителем экономического субъекта, а не руководителем и главным бухгалтером как было установлено ранее.

Федеральный закон был принят Госдумой 22 ноября 2011 года и опубликован 06 декабря. Дата вступления в силу – 01 января 2013 года.

 

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон).

Закон предусматривает ряд нововведений, направленных на усовершенствование и, в некоторых вопросах, либерализацию антимонопольного законодательства.

В настоящем обзоре рассмотрены на наш взгляд важнейшие положения Закона:

1. Монопольно высокая цена товара.

 Введены исключения, при которых сложившаяся на бирже цена товара не признается монопольно высокой.

2. Группа лиц.

Уменьшено число оснований, по которым лица признаются входящими в группу лиц. Не является более основанием для признания двух хозяйственных обществ, входящими в группу лиц, тот факт, что:

(а) одно лицо имеет право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале таких обществ,
(б) одно лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа в данных обществах,
(в) единоличный исполнительный орган данных обществ назначен по представлению одного лица,

(г) более чем 50% состава совета директоров или коллегиального исполнительного органа данных обществ избрано по предложению одного лица.

3. Соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов.

3.1 Соглашения.

Скорректированы нормы, касающиеся ограничивающих конкуренцию соглашений: теперь специально выделяются «картельные соглашения» – соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, условия которых запрещены per se (сами по себе, вне зависимости от  последствий для конкуренции). В группу условий, которые являются незаконными только в том случае, если они приводят или могут привести к ограничению на конкуренцию (в английской терминологии – т.н. «Rule of reason»), включены следующие условия:

а) о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора:
б) об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
в) о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка;
г) об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

В Законе специально указывается, что:

- нормы о соглашениях, ограничивающих конкуренцию, не распространяются на соглашения лиц, входящих в одну группу, а также на соглашения контролирующего и подконтрольного лица (закон в новой редакции будет содержать и порядок определения наличия/отсутствия отношений контроля);
- нормы о соглашениях, ограничивающих конкуренцию, не распространяются на соглашения об отчуждении права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг;
- допускаются «вертикальные соглашения», которые устанавливают максимальную цену перепродажи товара;
- к числу «вертикальных» соглашений не относится агентский договор.

Могут быть признаны допустимыми соглашения между хозяйствующими субъектами, если такими соглашениями не создается для отдельных лиц возможность устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются ограничения на третьих лиц и результатом таких соглашений является или может являться: (а) совершенствование производства, реализация товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо осуществление его участниками прямых инвестиций на территории РФ, (б) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

3.2. Согласованные действия.

Уточнено понятие согласованных действий хозяйствующих субъектов – для того, чтобы было признано наличие согласованных действий, необходимо, чтобы совершаемые действия были заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из таких субъектов.

Запреты на ограничивающие конкуренцию согласованные действия распространяются только на хозяйствующих субъектов-конкурентов. Перечень согласованных действий, запрещенных per se сокращен, некоторые виды действий запрещены только если они привели либо могут привести к ограничениям на конкуренцию (в этом вопросе законодатель действует так же, как и в случае с запрещенными соглашениями).

Допускаются согласованные действия хозяйствующих субъектов, совокупная доля которых на товарном рынке не превышает двадцать процентов и при этом доля каждого из которых на товарном рынке не превышает восемь процентов. Также допускаются согласованные действия между лицами, входящими в одну группу лиц, и между контролирующим и подконтрольным лицом, а также между несколькими лицами, подконтрольными одному лицу.

4. Акты органов власти, ограничивающие конкуренцию.

Введены дополнительные ограничения в отношении актов федеральных органов исполнительной власти, органов публичной власти субъектов и местного самоуправления: такие акты не могут предусматривать (а) создание дискриминационных условий, (б) взимание не предусмотренных законодательством РФ платежей при предоставлении государственных и (или) муниципальных услуг, (в) дачу хозяйствующим субъектам указания о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

5. Заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Изменения предусматривают введения дополнительных исключений из правила о необходимости проведения конкурса (аукциона) для заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

Внесены дополнения в порядок заключения договора аренды в отношении государственного или муниципального имущества.

6. Заключение договоров на оказание финансовых услуг органам государственной власти.

Существенно сокращен перечень финансовых услуг, договоры на оказание которых федеральные органы исполнительной власти, органы публичной власти субъектов РФ и местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды вправе заключать только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона. Введены дополнительные правила о порядке заключения и условиях таких договоров. В частности, установлено, что изменение и расторжение договора осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

7. Государственный контроль за экономической концентрацией.

Изменениями предусматривается, что нормы о государственном контроле будут распространяться также на сделки с голосующими акциями (долями), правами в отношении иностранных лиц или организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию Российской Федерации в сумме более чем один миллиард рублей в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю. В частности, подлежит предварительному согласованию приобретение лицом (группой лиц) более чем пятидесяти процентов голосующих акций (долей) юридического лица, учрежденного за пределами территории Российской Федерации, либо иных прав, позволяющих определять условия осуществления таким юридическим лицом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.

Повышены минимальные показатели, при достижении которых для осуществления слияния либо присоединения коммерческих организаций необходимо получение предварительного согласия антимонопольного органа.

Так, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется слияние коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов превышает 7 млрд. рублей (в действующей редакции – 3 млрд. рублей) либо суммарная выручка от реализации товаров превышает 10 млрд. рублей (в действующей редакции – 6 млрд. рублей).

Внесены некоторые дополнения в процедуру предварительного согласования/уведомления о совершении сделок, осуществляемых в рамках контроля за экономической концентрацией.

8. Полномочия антимонопольного органа.

Введены правила рассмотрения антимонопольным органом жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, которые проводятся не в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказании услуг. В случае, если жалоба признана обоснованной, антимонопольный орган принимает решение о необходимости выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Вводится новый институт – предупреждение о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Данное предупреждение может делаться в отношении нарушений, предусмотренных пунктами 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции ». Предупреждение должно содержать срок для устранения нарушения (не менее 10 дней). В случае, если нарушение устранено в срок, лицо, допустившее нарушение, не подлежит ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Антимонопольный орган вправе направлять предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства. Основанием для направления предостережения является публичное заявление должностного лица хозяйствующего субъекта о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства и при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Вводится процедура пересмотра решений и (или) предписаний по делу о нарушении антимонопольного законодательства комиссией, вынесшей такое решение (предписание), в связи со вновь открывшимися обстоятельствами.

Данный закон, более известный как «3-й антимонопольный пакет», был подписан Президентом РФ 7 декабря. Изменения, внесенные данным законом, вступают в силу с 6 января 2012 года.

Обзор подготовлен юристами «Линии права».
Наши специалисты будут рады рассмотреть иные интересующие Вас вопросы в рамках еженедельного обзора законодательства.
Ваши вопросы и предложения по улучшению нашей работы просим направлять партнеру Линии права Александру Тимофееву (Alexander.Timofeev@lp.ru).
Более подробную информацию об услугах Вы можете получить на сайте www.lp.ru.

 

Источник: ФАКТОРинг ПРО по материалам Адвокатского бюро Линия Права


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.