115583, г. Москва, ул. Елецкая, д. 8 к. 2
Наши социальные сети:

Вступление России в ВТО.

10.01.2012

Принятые на себя Россией обязательства не являются обязательствами прямого действия. Их исполнение потребует подготовки и принятия целого ряда нормативных актов, вносящих изменения в уже существующее регулирование в России или внедряющих новые для России практики. При этом сроки выполнения таких обязательств разнятся в зависимости от сегментов рынка. Кроме того, одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической
деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений ВТО.

Обязательства России

В рамках подписанного протокола о присоединении к ВТО Россия взяла на себя следующие обязательства:

Доступ на рынок

- отмена количественных ограничений на импорт (квоты, запреты, разрешения, предварительные санкции, лицензирование или же другие требования или ограничения, не подтвержденные ВТО);
- отмена лицензий на импорт алкогольной, фармацевтической продукции и продукции с криптографической технологией (для товаров с шифровальной технологией сохраняется система уведомлений (нотификаций).

1. Рынок товаров

- снижение средней ставки импортных пошлин на всю продукцию до 7,8% с нынешних 10%. Для трети товаров снижение произойдет с момента присоединения страны к ВТО. Для еще четверти товаров импортные пошлины будут снижены до обговоренного уровня спустя 3 года. В частности, устанавливаются тарифные квоты для мяса. Объемы продукции, попадающие в квоту, будут облагаться незначительными сборами (от 15% до 0%). Объемы поставки за рамками квот подпадут под заградительный тариф (55% - 80%).

2. Рынок услуг

 Россия открывает иностранным компаниям доступ на внутренний рынок товаров и услуг:

- общая квота иностранного участия в страховом секторе должна быть повышена с 25% до 50%;
- 49%-ое ограничение на участие иностранного капитала в капитале компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, меняется на 51%-ое ограничение с даты присоединения и отменяется через 5 лет;
- иностранные страховые компании смогут открывать прямые филиалы на территории России через 9 лет после присоединения страны к ВТО;
- иностранные банки смогут открыть дочерние компании. Они будут приравнены к национальным, но общая сумма иностранного капитала в банковской системе России не должна превышать 50%.

- в области перевозок компаниям, полностью находящимся в иностранным владении, позволено участвовать в розничных, оптовых перевозках, а также поставках через торговых посредников;
- тарифы на железнодорожные перевозки транзитных товаров с 1 июля 2013 года будут взиматься по правилам ВТО. Россия обязуется применять к перевозкам таких товаров те же ставки, которые она применяет при перевозках сходных продуктов в пределах страны.

Экспортные обязательства

 Вступление в ВТО повлечет за собой ограничение экспортных пошлин по более чем 700 товарным позициям. В частности, ограничения коснутся некоторых продуктов рыбной промышленности, минеральных топлив и масел, кожевенной отрасли, древесины, целлюлозы и цветных металлов.

Субсидии

- отмена всех программ промышленного субсидирования или их изменение таким образом, чтобы выданные субсидии не были ограничены условиями экспортирования или нацелены на внутреннего использование поверх импортированных товаров;
- сокращение в два раза общего размера субсидий сельскохозяйственным предприятиям, но не более 30% от общей суммы субсидий;
- отмена экспортных субсидий для российских сельхозпредприятий;
- отмена льгот по НДС для отдельных категорий продукции.

Ценообразование на энергоносители

Обязательства в ВТО по данному направлению, принятые на себя Россией, в целом соответствуют нынешнему российскому законодательству и практике.

Прозрачность законодательства

- обеспечение необходимого уровня прозрачности законодательства и практики регулирования внешней торговли в России. Нормативные акты, регулирующие торговлю, будут публиковаться в официальных источниках, и не будут вступать в силу до момента их официальной публикации;
- обеспечение на стадии разработки нормативных правовых актов возможности всем заинтересованным лицам представить свои комментарии и предложения по совершенствованию проектов таких актов.

Помимо вышеперечисленного Россия также приняла на себя обязательства по приведению в соответствие с нормами ВТО, и обеспечению подобного соответствия в будущем законодательного регулирования в следующих сферах: защита интеллектуальной собственности, санитарные и фитосанитарные меры и техническое регулирование, промышленная сборка автомобилей и автокомпонентов.

По сути, принятые Россией обязательства направлены на устранение дискриминационных и протекционистских программ и предоставление для иностранных игроков возможностей для выхода на российских рынок, максимально равных с возможностями отечественных участников.

Последствия вступления в ВТО

Вступление России в ВТО имеет несколько аспектов. Среди положительных эффектов можно выделить:

- создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки российских товаров и услуг благодаря развитию и стабилизации торговых отношений со странами-членами ВТО, а также исключению дискриминации российских товаров на зарубежных рынках;
- выгода для потребителей за счет большого ассортимента более конкурентоспособных товаров и услуг;
- развитие цивилизованного бизнеса через внедрение в российское законодательство и соответствующую практику внешнеэкономической деятельности международного опыта в области регулирования торговли, норм и правил ВТО, приобщение к высоким технологиям;
- адаптация нашего законодательства к международным нормам и как результат - повышение прозрачности бизнеса, снижение коррупции и ослабление лоббирования новых законов, поскольку государство берет на себя четко обозначенные международные обязательства;
- доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и, таким образом, устранение дискриминации;
- повышение роли маркетинга в деятельности компаний, увеличение рекламы, в том числе имиджевой.

В то же время следует иметь в виду, что конкурентные преимущества зарубежных компаний (такие как: больший управленческий опыт, повсеместное использование инновационных технологий, упрощенный доступ к более долгосрочным и дешевым финансовым ресурсам) могут привести к:

- экспансии иностранных фирм;
- сокращению производства в следующих отраслях промышленности: агропромышленность, легкая и пищевая промышленность, производство лекарств, медицинского оборудования, электроники, автопромышленность, производство косметики, шин. Среди причин такого сокращения можно назвать несоответствие качества отечественной продукции требованиям ВТО, отсутствие у российских производителей модернизированного оснащения и инновационных технологий.

К предсказуемым последствиям можно причислить уменьшение доходной части бюджета вследствие падения объемов ряда производств и снижения таможенных пошлин; возможное повышение налогов; ограничение возможности применения средств таможеннотарифного и нетарифного регулирования для защиты внутреннего рынка.

Некоторые эксперты высказывают опасения относительно ограничения правотворчества Российской Федерации. Комиссия ВТО по урегулированию споров обладает правом вето на решения любого правительственного органа страны в случае, если такое решение, на ее взгляд, является «более обременительными, чем необходимо». Посредством суда ВТО может заставить национальные правительства отменить федеральные и региональные правила и законы.

Задачей России в сфере законодательной деятельности является создание единой системы хозяйственного законодательства, гарантирующей конкурентоспособность страны на мировых рынках. Участие России в ВТО наравне с остальными странами означает свободное использование правовых конструкций и положений законодательства государств – членов ВТО, которые благодаря развитому сотрудничеству уже давно стали частью международных стандартов регулирования тех или иных отношений. Кроме того, принятие таких международных норм способствует тому, что Россия при реализации своей внешней политики сможет пользоваться уже признанными ВТО правомерными мерами регулирования при решении своих экономических проблем.

Таким образом, в ближайшем будущем предстоит масштабная и системная работа по совершенствованию нашего законодательства в соответствии с международными нормами и требованиями ВТО.

 

Обзор подготовлен юристами «Линии права».
Наши специалисты будут рады рассмотреть иные интересующие Вас вопросы в рамках еженедельного обзора законодательства.
Ваши вопросы и предложения по улучшению нашей работы просим направлять партнеру Линии права Андрею Новаковскому (Andrey.Novakovsky@lp.ru).
С более подробной информацией об услугах Вы можете ознакомиться на сайте www.lp.ru.

 

Источник: ФАКТОРинг ПРО по материалам Адвокатского бюро Линия Права


Поделиться в социальных сетях:

Статьи по теме

Оборот российского рынка факторинга в сегменте МСБ в 1 полугодии 2015 года составил 133 миллиарда рублей
23.09.2015

Ассоциация факторинговых компаний (АФК) при поддержке ОАО «МСП Банк» провела очередной сбор статистических показателей деятельности российских Факторов в сегменте малого и среднего бизнеса (МСБ) по итогам...

Состоялось первое заседание рабочей группы АФК по законотворческой деятельности
18.09.2009

16 сентября в помещении Банка "Возрождение" (ОАО) состоялось первое заседание рабочей группы Ассоциации факторинговых компаний по законотворческой деятельности.
В заседании принимали участие представители...

Газпромбанк внедряет факторинг для поставщиков торговых сетей.
09.11.2010

Газпромбанком внедрена программа факторингового обслуживания поставщиков торговых сетей. В рамках специального предложения комиссия за факторинговое обслуживание составляет от 7,75% годовых, а срок предоставления...