Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Фактор роста.

08.12.2013

Китайский факторинг несколько специфичен: он в большей степени похож на обычное банковское кредитование, чем факторинг в его традиционном понимании. И, в принципе, такая трансформация – общемировая тенденция.

«Когда 30 лет назад я сам продавал факторинговые услуги, то это был классический факторинг. Сейчас мир изменился, и спектр факторинговых продуктов достаточно широк», – отметил спикер.

В Америке индустрия представляет собой «некую модификацию факторинга, его скрещивание с банковским обслуживанием». В США работает около 3 тыс. факторинговых компаний. Среди них «немало очень маленьких организаций «нашего двора», которые финансируют потребности ограниченной группы клиентов».

Если говорить о классической линейке факторинга, то здесь превалирует регрессный факторинг (безрегрессный занимает значительно меньшую долю).
Эрик Тиммерманс отметил также «рост числа операций по международному факторингу, что связано с активизацией сферы международной торговли».

Лидер роста

По итогам 9 месяцев этого года темп прироста рынка факторинга в России сократился до 36% (в прошлом году этот показатель составлял более 60%).

«Тем не менее, российский рынок факторинга выглядит более динамично, чем аналогичные рынки других стран. В 2012 году по темпам прироста рынка факторинга мы занимали первое место в мире», – рассказал заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев.

Факторинг с регрессом остается самым востребованным продуктом уже на протяжении многих лет, хотя его доля постепенно снижается. Международный факторинг занимает всего 2%.По прогнозам, к концу этого года объем рынка факторинга составит около 2 трлн. рублей. По мнению Павла Самиева, «госзакупки, а также развитие электронного факторинга могут придать рынку дополнительный импульс».

По рынку на следующий год существует несколько прогнозов. Базовый предполагает рост отрасли в пределах 20–25%. Оптимистичный – до 40%, а пессимистичный (при ухудшении экономической ситуации) – всего 15%.

alt

Фото: Альберт Тахавиев, Bankir.Ru

Среди конкурентов

По словам президента Восточно-Европейской факторинговой ассоциации Михаила Трейвиша, сейчас на рынке работает не менее 50 факторинговых компаний. Большинство из них находится в городах-миллионниках. Особенно высока конкуренция факторов в Москве. Участники рынка видят в этом немало минусов.

Основной – это сокращение маржи. Ведь легче всего конкурировать за клиента с помощью снижения цены на свои услуги, чем и приходится пользоваться.

«Факторинг – рискованный бизнес, большая часть рисков здесь связана с клиентами, а не с дебиторами. Когда компания является монополистом на рынке, то она может отказаться работать с «подозрительным» клиентом, но если вокруг есть другие компании, то не у всех хватает на такую осмотрительную политику достаточной степени решимости. Все это повышает риски факторинговой отрасли», – считает Михаил Трейвиш.

Конкуренция способствует чрезмерной либерализации кредитной политики. «Когда компании начинают работать с клиентами даже тогда, когда это вообще не стоит делать, что становится практически правилом в достаточно большом количестве факторинговых компаний», – отметил спикер.

Но в то же время конкуренция заставляет искать новые ниши и стратегические направления развития. При этом копировать удачные технологии, существующие на рынке, не совсем оправданно, гораздо правильнее находить что-то свое. Здесь, считает Трейвиш, «важно стратегическое видение, которое является сильным антикризисным лекарством, позволяющим понять, зачем этот бизнес существует, помогает не только выжить, но и добиться успехов».

Под защитой

Одна из проблем любой финансовой отрасли, в том числе факторинговой, – нарушение платежной дисциплины контрагентов.

 «По итогам прошлого года совокупный объем дебиторской задолженности составил около 11 трлн. рублей, 10% – это просроченная дебиторская задолженность», – привела данные директор московского офиса ООО «ИГК страховой брокер» Светлана Краснова.

Помогает ли страхование минимизировать возможные кредитные риски?

При факторинге может действовать стандартная схема страхования. Если после отсрочки платежа не было произведено оплаты в срок, то в период от 60 до 90 дней страхователь обязан уведомить об этом страховщика. Если позитивных изменений не произойдет и далее, то максимум через 30 дней страхователь получает возмещение за вычетом франшизы.

При страховании факторинговых операций есть и своя специфика.

«Для нас как брокеров важно то, регрессным или безрегрессным является факторинг. Эта разница является основной. При факторинге с регрессом риски лежат на клиенте; при факторинге без регресса – на факторе, который является страхователем», – подчеркнула Светлана Краснова.

Пока факторинговые компании «довольно редко еще и мало используют страхование как элемент управления рисками». Хотя страхование позволяет им предоставлять более высокие лимиты для своих клиентов. Однако некоторые страховщики страхуют не все отрасли, выделяя как наиболее проблемные строительную, ювелирную и авиаперевозки.

Среди трудностей при работе страховщиков с факторинговыми компаниями Краснова отметила то, что «любой страхователь хочет застраховать самых плохих дебиторов», а также «разницу риск-менеджмента страховой и факторинговой компании». Определенные трудности встречаются при согласовании условий страхования: когда в договоре страхования отсутствует конкретизация документов, которые нужно будет предоставить для получения страхового возмещения.

«Как слово наше отзовется»

«В России, как нигде в мире, распространено большое количество фирм-однодневок», – констатировал президент Ассоциации корпоративного коллекторства Дмитрий Жданухин. Он рассказал о новых технологиях внесудебного взыскания долгов.

Корпоративное коллекторство появилось в конце 2006 года. Его девизом спикер выбрал цитату Аль Капоне о том, что «добрым словом и пистолетом можно добиться большего, чем только словом или только пистолетом».

«Пистолет – это принудительные юридические методы, которые не зависят от воли должника. Слово – это мотивация оппонентов, в том числе через демонстрацию «пистолета», – пояснил свою философию Жданухин.

При работе с неплательщиками можно, например, размещать определенную информацию о компании-должнике в открытых источниках. Говорят, это действует. Однако «чаще всего работа с должниками заканчивается при первом уведомлении о взыскании, если, конечно, оно было сделано правильно», – рассказал спикер.

Сейчас факторинговые компании работают преимущественно с крупным бизнесом. Если прогнозы некоторых экспертов о том, что со временем факторинговая отрасль перепрофилируется на малый и средний бизнес, сбудутся, то работы у коллекторов, вероятно, прибавится. Хотя в ближайшем будущем этого ждать не приходится. Пока все больше озабочены не открытием новых ниш, а тем, как скажется мягко говоря неспокойная ситуация на банковском рынке на бизнесе факторинговых компаний.

 

Источник: Bankir.ru


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.