Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Факторинговые компании разуверились в клиентах

09.11.2015

Динамика рынка российского факторинга по итогам девяти месяцев 2015 года раскрыта в информационном обзоре, подготовленном Ассоциацией факторинговых компаний (есть в распоряжении "Ъ"). Согласно приведенным данным, объем финансирования, выплаченного российскими факторинговыми компаниями по поставкам своих клиентов, в третьем квартале составил 244,2 млрд руб. Совокупный оборот рынка (все сделки с той или иной долей факторингового финансирования) составил в указанном периоде 431,8 млрд руб. В наиболее кризисном первом квартале размер выплаченного компаниям финансирования был немногим выше — 246,8 млрд руб., но общий оборот (349,5 млрд руб.) — существенно ниже. Таким образом, доля выплат факторинговых компаний по сделкам своих клиентов в третьем квартале заметно снизилась. Причина — увеличившиеся из-за кризиса риски клиентов, на которые факторинговые компании отреагировали сокращением лимитов финансирования.

Ужесточение контроля за рисками именно в третьем квартале объясняется тем, что оценить реальное финансовое положение по отчетности компаний-клиентов стало возможно только после ее публикации (за 2014 год раскрывалась весной, за первый квартал 2015 года — в начале лета). Соответственно, реакция на риски проявилась только в третьем квартале. "Объем предоставляемого клиентам финансирования напрямую зависит от уровня риска по сделке. В зависимости от этого факторинговая компания может профинансировать не 80-90% поставки, как это обычно бывает, а значительно меньшую ее часть, и по результатам оценки состояния клиентов эта доля была в третьем квартале уменьшена",— поясняет глава НФК Огоньков. По оценкам участников рынка, доля факторингового финансирования в сделках снизилась в среднем с начала года на 20 процентных пунктов: примерно с 78% по итогам второго квартала до 56% по итогам третьего.

Увеличившийся разрыв оборота и объема факторингового финансирования свидетельствует о несоответствии потребностей бизнеса и возможностей факторингового рынка или отдельных игроков в рамках политики риск-менеджмента или продуктовых акцентов, констатирует глава "ВТБ Факторинг" Антон Мусатов. При этом уменьшение финансирования клиентов в конечном итоге негативно влияет на сами факторинговые компании, указывают эксперты. "Частично потеря дохода от снижения объемов финансирования компенсируется за счет выросших в 2015 году процентных ставок, однако на фоне роста резервов по проблемным клиентам и подорожавшего фондирования доходность факторинговых операций падает",— поясняет господин Огоньков. В результате "для того, чтобы компенсировать потерю доходов, ряд компаний будут вынуждены сокращать свой бизнес", указывает он. "В начале года многие компании надеялись на восстановление рынка факторинга. Однако в традиционных для факторинга отраслях (электроника и бытовая техника и пр.) количество качественных клиентов продолжает уменьшаться, при этом предпосылок для улучшения ситуации пока нет",— соглашается собеседник "Ъ" в крупной факторинговой компании. Поэтому сейчас многие компании оказались в ситуации, в которой им либо придется осваивать новые для себя отрасли (например, сферу услуг), либо уходить с рынка, резюмирует он.

Источник: Коммерсант


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.