г. Москва, ул.Ясеневая д.19 корп.1, а/я 39
Наши социальные сети:

Законный шантаж:возможности использования на примере задолженности группы Банана-мама

02.09.2008

Первый вариант присутствует в Уголовном кодексе РФ и шантаж определяется как угроза распространение порочащих и иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких. В широком значении шантаж используется как синоним угрозы в обыденной речи (например, семейный шантаж, ядерный шантаж и т.д.). При написании диссертации, я узнал любопытную вещь: изначально по Франции шантажом назывался способ ловли рыбы, при котором она на мелководье шумом загонялась в сети. Сейчас коллекторы угрозой шума скорее выгоняют оппонентов из долговых сетей.

Когда же можно говорить, что угроза распространения определенных сведений, сопряженная с требованием погасить задолженность, полностью законна?

Анализ ст. 163 УК РФ «Вымогательство» показывает, что ключевыми моментами являются: 1) наличие реальной задолженности, 2) угроза распространение сведений, которые могут причинить вред незаконным интересам лица. Таким незаконным интересом может быть желание не исполнять принятые на себя обязательства. Также важно понимать, что будущее распространение сведений не должно содержать признаков клеветы (ст. 129 УК РФ), т.е. как утверждение о фактах могут распространяться только соответствующие действительности сведения, а догадки и логические выводы должны быть обозначены как мнение. Стоит отметить, что, с гражданско-правовой точки зрения, использование законного шантажа будет проявлением самозащиты гражданских прав (ст. 14 ГК РФ).

Кроме законности для использования в коллекторской деятельности важна эффективность шантажа, т.е. возможность с его помощью мотивировать должника к возврату денежных средств. Эффективность часто зависит от того, какие последствие вызовет распространение информации, достаточно ли хорошо должник понимает возможность распространения сведений и вероятность наступления последствий.

Законность и возможную эффективность шантажа можно посмотреть на примере взыскания задолженности с ООО «Торговый дом «Триал», которое входит в группу компания Банана-мама. Для мотивации руководителей организации-должника к оплате задолженности была описана возможность распространения информации о наличии существенных долговых проблем среди целевых групп: инвесторов (включая держателей облигаций), контролирующих органов, СМИ, включая зарубежные, и т.д. Угроза распространения этой информации законна, т.к. создается опасность для незаконных интересов организации-должника. Также правомерно и само распространение соответствующей действительности информации. Эффективность информационного воздействия видна по тому, сколько организаций включились в процесс взыскания задолженности, но окончательные результат в виде погашения долга пока отсутствует. Видимо, необходима дальнейшая информационная работа с инвесторами и другими целевыми группами.

Жданухин Д.Ю.
Генеральный директор
Центра развития коллекторства
,
кандидат юридических наук,
эксперт ФАКТОРинг ПРО

Источник: ФАКТОРинг ПРО


Поделиться в социальных сетях:

Статьи по теме

Направление - Юг! Finmetron открыл подразделение в городе Краснодар.
15.07.2013

Уважаемые партнеры, клиенты, а также все те, кто только собирается ими стать. Команда Finmetron Group продолжает совершенствовать свои технологии и продукты для вас. 

Мы стараемся быть ближе к вам и c радостью сообщаем об открытии нового регионального подразделения на Юге России - в городе Краснодаре! 

ФИС Факторинг: гибкое решение для быстрого старта
10.09.2017

В прошлом 2016 году компания ФИС выиграла тендер и заключила с АО «Райффайзенбанк» договор на разработку системы автоматизации факторинговых операций ФИС Факторинг. Короткие сроки и большой объем требований для старта обслуживания клиентов не стали помехой для реализации полностью интегрированного ИТ-решения всего за 8 месяцев. В конце прошлого года банк запустил первые сделки и провел операции в новой системе.

Группа компаний НФК.
26.10.2011

В Группу компаний НФК входят несколько юридических лиц. Оказанием услуг по факторингу занимаются Банк НФК (ЗАО), ООО «НФК-Премиум»  и ООО «НФК-Молдфактор».

Банк НФК (ЗАО) – банк, оказывающий комплекс услуг по факторингу российским и зарубежным  компаниям. Был создан в 2003 году путем покупки и переименования Коммерческого банка «Европейский промышленный банк» (Общество с ограниченной ответственностью) для организации факторингового бизнеса АБ ИБГ «НИКОЙЛ». До создания банка с 1999 года команда НФК оказывала услуги по факторингу в структуре АБ ИБГ «НИКОЙЛ».