Геннадий Золкин о конкуренции российских факторов, прогнозах роста рынка и об аналоге IPO Facebook на рынке факторинга.
Эксперт РА прогнозирует продолжение роста рынка факторинга на 30-50% в 2012 году. Не слишком ли это радужный прогноз, учитывая нестабильность на мировых финансовых рынках, или может быть наоборот это слишком пессимистичная оценка?
Полагаю, что прогноз Агентства умеренно – оптимистичен и не предполагает масштабных кризисов и макроэкономических шоков, которые не устают предрекать разные аналитики. К сожалению, ситуация действительно неспокойная. Однобокая структура экономики РФ очень чувствительна к внешнему фону, формирующему спрос и цены на углеводороды и другое экспортируемое сырье. Негативный сценарий может повлиять на торговый баланс страны, бюджет, курс рубля и внутренний спрос. Однако, если не исходить из худших сценариев, то имеется много возможностей для роста экономики РФ, внешнеэкономического развития и внутреннего потребления. А если еще принять во внимание сравнительно небольшую долю факторинга в экономике РФ, почти в два раза меньшую, чем в среднем в мире, то потенциал факторингового рынка, в т.ч. международного, является весьма высоким. Прогноз Эксперт РА, особенно умеренное начало спреда, мы пока еще разделяем.
В 2011г. рынок показал очень высокие темпы роста, что может, на Ваш взгляд, стать "драйверами" рынка в новом году?
Как отмечают многое участники рынка, в 2011 году была очень остра ценовая конкуренция. И это не единственная конкурентная составляющая факторинга. Учитывая устойчивую тенденцию увеличения доли безрегрессного факторинга, полагаю, что в 2012 основными драйверами роста будет готовность Факторов не только брать дополнительные риски, но и гибко работать с ними. Весьма вероятно, что при этом Факторинговые компании – не банки, могут иметь некоторые преимущества в скорости принятия решения и готовности идти на большие компромиссы с клиентами. Отсутствие необходимости подчинятся требованиям регулятора также повысит гибкость Факторов без банковской лицензии. При этом банки, традиционно оставаясь более консервативными, наверняка будут выигрывать как в цене, так и в спектре предоставления других банковских услуг.
Многие факторы говорят о необходимости выхода в новые сегменты и отрасли. Реально ли это, на ваш взгляд, или продолжится в основном борьба за клиентов, уже пользующихся факторингом? Активно ли вы ищете новые клиентские сегменты?
Факторабельные отрасли четко ограничены многолетним мировым опытом и опытом группы Юникредит. Это рыночные и коммерческие взаимоотношения, наличие отсрочек платежа и просчитываемый или понимаемый риск. Если мы говорим о факторинге бюджетных организаций или транзакций, связанных со сделками купли-продажи биржевых товаров, то очевидно, что коммерческая составляющая здесь будет вторична. Даже если это юридически не исключает возможность факторинга, но надо понимать, что это другие риски.
На рынке факторинга появляется все больше новых игроков. Ощущается ли усиление конкуренции, в том числе неценовой?
Часто сталкиваемся с ситуацией, когда крупные и, в целом, приемлемые, в части риска, компании предлагают участие в финансировании своих поставщиков. Но, концентрация и олигополия большей части российского бизнеса не дает возможности банкам принимать понятный, но формально концентрированный риск. Хотя, возможно, что здесь есть здравый смысл.
Какие перспективы развития международного факторинга в связи со вступлением России в ВТО и созданием ЕЭП?
Скромное состояние большинства позиций конкурентного российского производства пока не оставляет надежд на рост несырьевого экспорта. Грубо говоря, самый вероятный сценарий, это рост или стабилизация цен на нефть, боковой тренд рубля или его укрепление, рост импорта и внутреннего спроса. Это, в совокупности, может дать импульс для международного факторинга, доля которого пока еще ничтожна.
Ждете что-то нового и оригинального от рынка и конкурентов?
Скорее нет, чем да. Хотя помню, как удивили всех участников “докризисного” рынка креативщики с “коробочными” продуктами. Сейчас, конечно, это улыбает. Но тогда, в эйфории роста, это выглядело “инновационно” – почти как IPO Facebook.
Будут ли востребованы клиентами, особенно в сегменте МСБ, услуги по управлению дебиторской задолженностью (без финансирования) со стороны факторов и специализированных компаний?
В перспективе, да. Но не сейчас. До этого рынок должен еще дорасти….Пока, в основном, нужны либо деньги, либо снятие рисков и "window dressing".
Источник: ФАКТОРинг ПРО