Коллекторский отдел в компании. Направления деятельности.
Перечислю основные направления деятельности коллекторского отдела:
-
взыскание дебиторской задолженности (полный комплекс мер)
-
работа с рекламациями должников, проведение корректирующих процедур
-
управление дебиторской задолженностью
-
анализ бизнес-процессов компании по вопросу взаимодействия с клиентами компании (выявление причин возникновения задолженности)
-
выработка рекомендаций по оптимизации процессов взыскания задолженности и взаимодействия с клиентами компании
-
регламентация процессов взыскания задолженности и взаимодействия с клиентами компании
-
автоматизация процессов взыскания задолженности
-
обучение сотрудников компании – повышение компетенций (дебиторская задолженность, взаимодействие с клиентами)
-
обучение/консультации методам работы с дебиторской задолженностью (см. п.п.1-8) своих партнёров, клиентов или другие компании на платной основе (возможный, но не обязательный пункт).
Как мы можем видеть, в рамках коллекторского отдела может решаться широкий спектр бизнес-задач, каждая из которых требует отдельного внимания и ресурсов компании.
Так же на основании перечисленного выше списка мы можем увидеть основное отличие коллекторского отдела в компании от коллекторского агентства. Коллекторские агентства непосредственно заняты решением задачи из п.1 «взыскание дебиторской задолженности (полный комплекс мер)» с которой они справляются лучше всех – это их работа! Остальные же задачи являются внутренними и лучше самой компании никто с ними не справиться. Конечно, и тут можно обратиться к сторонним компаниям и консультантам, которые охотно подскажут что и как делать, однако, я считаю, можно обойтись и без этого по двум причинам:
-
первая: описанные выше пункты не так уж и сложны в реализации, необходимо только желание «навести порядок и во всё разобраться». Вы можете самостоятельно решить все задачи, сохранив средства, которые придётся потратить на сторонние компании. Уверен, что у вас достаточно опыта, чтобы разобраться в том, что происходит именно в вашей компании и, если что-то не так, исправить ситуацию;
-
вторая и наиболее интересная причина – это просто интересно, потому что у вас появляется возможность выстроить бизнес-процессы практически заново, делая их такими, как они должны быть. Это очень увлекательный процесс, результат по которому не заставит себя ждать и будет виден практически сразу.
Безусловно, компания может в итоге всё-таки обратиться к сторонним консультантам, для оптимизации собственного бизнеса в области управления дебиторской задолженности. В основном это может быть сделано по двум причинам: первая, отсутствие необходимых ресурсов и компетенций для анализа и оптимизации бизнес-процессов, вторая – консалтинг более выгоден для компании, т.к. в этот момент она может сосредоточиться на более важных и прибыльных направлениях деятельности (т.е. выгодно нанять внешнего исполнителя).
Подводя итог, необходимо отметить следующее:
-
коллекторский отдел в компании может выполнять широкий спектр задач – конкурентное преимущество, дополнительные возможности для компании;
-
непосредственно взыскание задолженности может быть передано коллекторским агентствам – профессионалам своего дела;
-
оптимизация бизнес-процессов в области управления дебиторской задолженностью необходима для компании (только взыскание задолженности недостаточно) и может быть реализована своими силами или внешними исполнителями.
Работа по всем возможным направлениям в рамках коллекторского отдела или только над некоторыми из них – индивидуальное решение для каждой компании. Принимая решение по данному вопросу необходимо руководствоваться не только текущими потребностями, но и долгосрочными планами развития компании.
Бобко Алексей
Руководитель группы контроля взаиморасчётов
Финансовый департамент ООО «1С-Рарус»
Источник: Коллектор ПРО