г. Москва, ул.Ясеневая д.19 корп.1, а/я 39
Наши социальные сети:

Рынок факторинга Нижегородской области

24.12.2009
  • дефолт ФК Еврокоммерц, занимавшей 1 место по объему уступленной задолженности в 2008г., и негативный фон, образовавшийся в результате этого негативного опыта как у операторов, так и у клиентов;
  • снижение аппетитов к риску, ужесточение подходов к риск-менеджменту и, как следствие, рост стоимости факторинговых услуг;
  • разделение бизнеса на низкорисковый (продукты питания, бытовая химия, парфюмерия) и высокорисковый (мебель, строительство, металл, нефть и весь мелкий бизнес), что привело к жесткой конкуренции факторов в "узком" низкорисковом сегменте и практически полному отсутствию предложения высокорисковому сектору;
  • жесткая оптимизация затрат в бизнес-компаниях, в том числе и экономия на стоимости заемных средств;
  • снижение возврата дебиторской задолженности со стороны компаний, ранее получавших факторинговые услуги, отказ платить по комиссиям фактора; 
  •  и главное, факторинг - прежде всего, есть незаменимый инструмент развития компании, однако , в связи с известными событиями в экомонике, планы развития сменились на планы выживания, в которых факторинг уже не является столь востребованной услугой.

Общая картина такова. 95% рынка по работающим клиентам делят между собой 4 ключевых федеральных игрока: НФК, Промсвязьбанк, ВТБ-Факторинг и BSGV. Также, услуги финансирования дебиторской задолженности готовы финансировать Альфа-Банк, Газпромбанк и Металлинвестбанк, но преимущественно в сторону федеральных розничных сетей или аффилированных с данными банками компаний. Ежемесячный объем рынка составляет не более 500-700 млн.руб. Все игроки, за исключением НФК, предоставляют исключительно услуги классического регрессного факторинга. Средняя стоимость услуги составляет 18-22% годовых.

Клиентская база представлена преимущественно местными компаниями среднего бизнеса и филиалами федеральных клиентов в основном это производители продуктов питания, бытовой химии, крупные региональные дистрибуторы, поставщики розничных сетей, крупные оптовики автомобильных запасных частей. 80% клиентов находятся в г.Н.Новгороде и лишь 20% в Нижегородской обл. Для "монстров" Нижегородского бизнеса факторинг является, по-прежнему, не очень интересным, т.к. вследствие своей доминирующей позиции, устойчивого финансового положения и наличия ликвидной залоговой базы, данные компании продолжают добиваться у своих клиентов и поставщиков выгодные для себя условия и привлекать заемные средства в достаточном количестве не дороже 13-16% годовых.

Остановимся немного подробнее на проблеме взыскания дебиторской задолженности. Можно много говорить о том, почему самая крупная факторинговая компания России прекратила свое существование, но главная причина ее краха, это отсутствие нормального риск-менеджмента, и как следствие, огромный невозврат выданного финансирования.

Выражение «сейчас не модно платить по долгам» в полной мере подходит к 59% бывших клиентов ЗАО Факторинговая компания «Еврокоммерц», которые под девизом «наступил кризис» просто отказались платить по долгам, выводя компании за пределы области, переписывая уставные документы на ассоциальных личностей. Конечно, во многом здесь имеются законодательные прорехи, но и «погоня за деньгами» со стороны отдельных представителей компании, которые финансировали заранее «невозратные» сделки, и привела к такой ситуации, что самый крупный игрок на факторинговом рынке сдулся как мыльный пузырь.

Дмитрий Т – руководитель проектов ООО «АгроПромИнвест»


Поделиться в социальных сетях:

Статьи по теме

Развитие рынка кредитных продуктов: выводы ожидаемые и неожиданные.
24.01.2013

Понимание тенденций развития отечественного банковского сектора дает коммерческому банку возможность определить перспективы и выработать стратегию развития своего кредитного бизнеса. Последние макроэкономические...

Новости IFG
29.08.2010

IFG рада приветствовать нового участника из Великобритании, Innovation Finance (IF), новую компанию, которая начала свою работу в июле 2010 года.

Семинар «Факторинг - современный финансовый продукт для развития бизнеса – Практика внедрения и применения»
31.03.2010

Результаты для участников

На семинаре, проводимом в форме практикума, будут рассмотрены вопросы ведения факторингового бизнеса на условиях регресса и без регресса, процесс организации продаж факторинговых...