115583, г. Москва, ул. Елецкая, д. 8 к. 2
Наши социальные сети:

Начать с малого.

17.06.2012

Вместе с тем у большинства игроков рынка, опрошенных "Ко", собственные прошлогодние результаты оказались существенно выше показателей отечественного банковского сектора в целом. Так, к примеру, портфель кредитов для МСБ у Инвестторгбанка рос более высокими темпами, нежели рынок кредитования в целом, при этом просрочка оставалась на уровне не более 1% на протяжении всего года. Темпы роста кредитного портфеля для МСБ у Связь-банка в 2011 г. превысили 85%. Опережали рынок и показатели Транскапиталбанка: прирост в этом сегменте составил 38%, а объем новых кредитов увеличился на 109%.

Как объясняет вице-президент дирекции корпоративного бизнеса Московского кредитного банка (МКБ) Татьяна Плотникова, интерес к кредитным продуктам со стороны МСБ в минувшем году значительно увеличился вслед за ростом активности в сегменте розничного кредитования. "Банки и различные микрофинансовые организации достаточно быстро отреагировали на рост спроса на кредитные продукты со стороны бизнеса и сделали им соответствующие предложения, - рассказывает эксперт. - Таким образом, на протяжении всего 2011 г. наблюдалась положительная динамика темпов роста объемов кредитования МСБ". Продолжится она, по мнению Татьяны Плотниковой, и в этом году. По крайней мере сейчас на рынке имеются для этого все предпосылки.

"Несмотря на то, что резерв по снижению процентных ставок практически исчерпан, рынок продолжит рост за счет смягчения других условий кредитования, - поясняет руководитель дирекции корпоративных клиентов Транскапиталбанка Евгений Ребров. - При этом ряд крупных и средних банков довольно оптимистично смотрит на рынок и ожидает прироста своих портфелей. Успешная стратегия у многих будет зависеть от возможности привлечения дополнительного капитала". Вместе с тем эксперт не ожидает появления на этом рынке новых крупных игроков, поскольку его маржинальность на фоне усиления конкуренции среди действующих участников уменьшается.

Тему конкуренции продолжила и Татьяна Плотникова: "В первую очередь идет борьба за клиентов с хорошей кредитной историей. Большой интерес к этой перспективной категории клиентов стали проявлять государственные банки с недорогими источниками фондирования. Вместе с этим заемщики начали действовать более осторожно, делая выбор в пользу тех банков, которые в кризисные времена смогли сохранить хорошие отношения со своими клиентами". Также она отмечает, что на рынке МСБ в настоящее время проявляют достаточно высокую активность микрофинансовые организации.

Что касается технологий, то у крупных игроков, по мнению Евгения Реброва, продолжится тенденция внедрения розничных скоринговых моделей, развитие беззалогового кредитования и программ кредитования владельцев бизнеса. Качественные параметры будут повышаться за счет внедрения дополнительных консультационных услуг, усиливающих уровень прозрачности бизнеса заемщика для банка.

"Увеличение налоговой нагрузки на субъекты МСБ в 2011 г. заставило ряд представителей данного сектора рынка уйти в "серую" зону, что значительно сократило число потенциальных заемщиков, так как банки весьма неохотно финансируют непрозрачный бизнес", - добавляет Сергей Волохов.

Но это лишь одна из "вечных" проблем малого и среднего предпринимательства. Среди других факторов, ограничивающих развитие рынка кредитования МСБ, наши эксперты называют, к примеру, дефицит ликвидности и жесткие требования Центробанка РФ к резервированию по ссудам, предоставляемым субъектам МСБ как заемщикам, входящим в повышенную зону риска.

Александр Востриков в качестве сдерживающих рынок факторов указывает также отсутствие со стороны заемщика качественного залогового обеспечения. "Со стороны банков это сокращение объемов ликвидности в банковском секторе, достаточно жесткие риск-требования и осторожность при работе с отдельными направлениями бизнеса либо полный запрет на кредитование, например стартапов", - уточняет эксперт.

В свою очередь Татьяна Плотникова "винит" в этом низкую информированность предприятий о возможностях, которые открывают программы государственной поддержки сектора, и недостаточную финансовую грамотность руководителей бизнеса.

Как раз инструменты господдержки (гарантийные фонды, компенсационные программы для приоритетных направлений предпринимательской деятельности, налоговые льготы для вновь создаваемых малых предприятий и разумная налоговая нагрузка в целом для бизнеса) и прогнозируемость экономической и финансовой политики властей Александр Востриков и относит к основным стимулирующим факторам развития банковского кредитования МСБ.

По мнению Евгения Реброва, стимулом роста может послужить также и возможность рефинансирования кредитного портфеля МСБ. В любом случае, наиболее благоприятное воздействие на рынок, как считает Сергей Волохов, окажет политика государства по созданию более благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в стране.

Мы попросили наших экспертов составить "портрет" типичного заемщика из числа представителей МСБ. "Типичными клиентами были и остаются компании, специализирующиеся на торговле в России, - говорит Татьяна Плотникова. - Зачастую такие компании часть товара приобретают по импортным контрактам, однако основная часть закупок происходит на территории страны". Достаточно часто, по ее словам, в последнее время поступают заявки на предоставление кредитов и гарантий от субъектов МСБ, участвующих в тендерах на получение госзаказов. Суммы необходимого финансирования при этом редко превышают 10 млн руб. и в среднем составляют 500 000 - 1,5 млн руб. на сделку.

Как добавляет Сергей Волохов, согласно статистике, 48% ссудной задолженности в этом сегменте действительно приходится именно на представителей МСБ, относящихся к сфере торговли. А вот по целям кредитования со значительным преимуществом лидирует кредитование на пополнение оборотных средств. Средний размер кредита при этом составляет порядка 10 млн руб., а средний срок кредитования - 2,5 года.

"МСБ использует типовые схемы ведения бизнеса, ориентируясь, как правило, на массового потребителя, - поясняет Александр Востриков. - Данному сегменту предпринимателей нужны быстрые кредитные деньги, и их цена не имеет первостепенного значения". Из имеющегося сегодня на банковском рынке предложения кредитных программ, по его оценкам, наиболее востребованы беззалоговые кредиты на оборотные средства в сумме до 1 - 1,5 млн руб., а также более крупные кредиты на инвестиционные цели со сроками кредитования от трех лет. В данном случае, как уточняет Александр Востриков, размер кредита зависит от конкретных задач, которые требуется профинансировать, и, безусловно, от размера действующего бизнеса самого заемщика и его возможностей по обслуживанию долговых обязательств. В любом случае, как уверяет Сергей Волохов, и у банков, и у субъектов МСБ имеется заинтересованность друг в друге, но на перспективы развития кредитования данного сегмента рынка по-прежнему самое значимое влияние оказывают стимулирующие факторы со стороны государства. "Поэтому снижение налоговой нагрузки на субъекты МСБ позволит им более прозрачно вести свой бизнес, что является основным требованием банков, - считает Сергей Волохов. - Я полагаю, что в том числе по этой причине в 2012 г. темпы роста кредитования МСБ не превысят темпы роста 2011 г., и, возможно, даже снизятся. При этом, думаю, субъектам МСБ не стоит ожидать от банков значительной либерализации подходов к их кредитованию".

Согласна с тем, что рынок кредитования МСБ в этом году будет расти, и Татьяна Плотникова, но она признает, что темпы его роста зависят не только от внутренних, но и от внешнеэкономических факторов. "Если нынешняя внутренняя экономическая ситуация позволяет говорить о сохранении стабильности в ближайшие годы (хочется надеяться, что тенденция разработки и реализации различных государственных программ, направленных на поддержку сегмента МСБ, продолжится и в дальнейшем), то ситуация с внешнеэкономическими факторами достаточно трудно поддается прогнозированию", - резюмирует эксперт.

Евгений Ребров,руководитель дирекции корпоративных клиентовТранскапиталбанка:"Кредитование и обслуживание малого и среднего бизнеса - одно из приоритетных направлений нашей деятельности. Мы предлагаем предприятиям и компаниям данного сегмента удобные для бизнеса программы кредитования и целый ряд технологичных банковских сервисов. Все продукты банка созданы с учетом индивидуальных потребностей представителей МСБ и имеют дополнительную сегментацию относительно формата и объемов бизнеса - финансирование среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса и отдельно микропредприятий. Банк также реализует уникальные целевые программы на открытие бизнеса и финансирует энергосберегающие проекты предприятий и компаний во всех регионах присутствия".

Сергей Волохов, заместитель председателя правления Связь-банка:"Мы предлагаем всем своим клиентам не поточные технологии, а индивидуальный подход при их обращении в банк. Разработанные нами программы кредитования субъектов малого предпринимательства настроены максимально соответствовать потребностям клиентов в выборе оптимального кредитного продукта. Банк и далее планирует совершенствовать и актуализировать действующие, а также разрабатывать новые программы кредитования с учетом особенностей развития данного сектора рынка. Наш сегмент - малые и средние предприятия, уже работающие несколько лет, имеющие сложившийся бизнес и нуждающиеся в дальнейшем развитии. Мы считаем, что такие предприятия имеют приемлемый уровень риска, и предлагаем им банковские продукты на весьма привлекательных условиях, в том числе кредитование на длительные сроки. В настоящее время Связь-банк осуществляет в рамках стандартных продуктов оборотное кредитование малых и средних предприятий на сумму до 30 млн руб., а также предоставляет им кредиты на срок от трех до семи лет по программам "Капитал для роста", "Кредит под залог приобретаемого движимого имущества" и "Кредит под залог приобретаемого недвижимого имущества" на сумму до 60 млн руб. Один из наиболее востребованных продуктов со стороны малого и среднего бизнеса - кредит под залог приобретаемой коммерческой недвижимости. Средства выдаются на срок до семи лет, поэтому клиент заинтересован в работе с единственным и надежным банком на все время действия получаемого им кредита. В рамках индивидуального рассмотрения объемы кредитования могут быть существенно увеличены с учетом потребностей клиента.При необходимости суммы кредитования для малого бизнеса могут быть увеличены до 100 млн руб. на цели пополнения оборотного капитала и до 200 млн руб. для приобретения оборудования или недвижимости. Возможностей для среднего предпринимательства в банке, безусловно, больше".

Илья Филатов, заместитель председателя правления банка "Уралсиб":"Отличительной особенностью нашего банка в работе с малым и средним бизнесом является комплексный подход. Мы не только оказываем финансовую поддержку предпринимателям, но и реализуем программу "Дни открытых идей" в различных регионах России, основная задача которой создание информационной площадки для представителей МСБ по вопросам финансирования и государственной поддержки, а также формирование условий для развития их менеджерских навыков и получения новых знаний. Если говорить о нашей кредитной политике, основным преимуществом "Уралсиба" является то, что наши клиенты могут стать участниками сразу нескольких акций, скидки по которым суммируются и могут достигать 4,5% годовых. Например, если это кредит по программе "Бизнес-Ипотека", то при определенных условиях экономия может составить более полумиллиона рублей. В настоящее время в банке для МСБ действует продуктовая линейка из девяти кредитных программ. Так, предприниматели, испытывающие потребность в "быстрых" деньгах без залога и обеспечения, могут воспользоваться кредитами "Бизнес-Доверие" и "Бизнес-Экспресс". Они рассчитаны на любые цели, связанные с ведением бизнеса, - покупку сырья, оборудования, оплату услуг и пр. При нехватке оборотного капитала подойдет "Бизнес-оборот". Процентные ставки по этим программам ниже, чем по экспресс-кредитам, а в качестве залога могут выступать товары в обороте, оборудование, транспорт, недвижимость или земельные участки. Тем, кто активно расширяет собственный бизнес, помогут кредитные программы "Бизнес-Инвест", "Бизнес-Оборудование", "Бизнес-Авто" и "Бизнес-Ипотека". Сэкономить на кредите можно в рамках пакетных предложений банка - в этом случае процентные ставки ниже. Также в начале этого года "Уралсиб" и МСП-банк заключили соглашение в рамках государственной программы финансирования поддержки МСБ. Процентная ставка по кредитному продукту "Целевой" составляет от 12,5% годовых. При этом, если предприниматель получает в качестве обеспечения по кредиту поручительство Гарантийного фонда поддержки малого бизнеса, ставка снижается еще на 1% (при условии подачи кредитной заявки до 1 июля этого года)".

Андрей Москаленко, «Компания», №16 (701), 30 апреля 2012 года

 

Источник: Bankir.ru


Поделиться в социальных сетях:

Статьи по теме

Факторинг на службе бизнеса.
25.04.2014

Если вы нуждаетесь в дополнительных финансовых средствах, не имея в активе ничего кроме долгов покупателей и собственных здоровых амбиций, — не отчаивайтесь. Ваши проблемы могут быть решены с помощью ...

Консультации экспертов ГАРАНТа.
01.10.2012

Заключен договор уступки права требования, которое вытекает из договора реализации товаров (работ, услуг). Организация является цессионарием.
Как отразить в "новой" декларации по налогу на прибыль доходы...

Новые технологии для коллекторов: итоги семинара АРКБ и Центра развития коллекторства
28.05.2008

16 мая 2008 года в Москве прошел семинар «Новые технологии взыскания задолженности», который организовала Ассоциация по развитию коллекторского бизнеса (АРКБ). Мероприятие проводил Генеральный директор...