115583, г. Москва, ул. Елецкая, д. 8 к. 2
Наши социальные сети:

Тенденция удвоения. Российский рынок уже через год вырастет до $75 млрд

07.05.2008

Однако пока факторинг нельзя назвать сильно распространенным видом услуг: около половины отечественных предпринимателей вообще ничего не знают о нем, а пользуются им и того меньше - всего около 10% российских юридических лиц.

Мало кто знает, что факторинг в России "родился" достаточно давно - еще в 1989 году Госбанк СССР опубликовал официальное письмо о порядке проведения операций, в ходе которых поставщик передавал банку право получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги. А в 1992 году факторинг получил официальный статус банковской сделки: его внесли в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности". Но до начала XXI века таких услуг на отечественном рынке не было. "Есть один очень важный показатель - отношение рынка факторинга к ВВП. По этому показателю Россия сильно отстает от тех стран, где факторинг развит очень хорошо. За 2007 год в России отношение рынка факторинга к ВВП составило 2%. Для сравнения: в Великобритании это соотношение равно 13%, в Италии - 9%.

Собственно, это и есть ключевой показатель востребованности данной услуги в России. Причина пока невысокой его популярности имеет элементарное объяснение. "Дело в том, что факторинг в понимании, которое сейчас вкладывется в этот термин, начал развиваться в нашей стране всего пять лет назад. По-настоящему же масштабно он развивается и того меньше - примерно три года. Поэтому российские компании пока так мало знают о факторинге", - объясняет управляющий директор НБ "Траст" Юрий Волков. Согласно статистике в 2007 году всего 47% отечественных предпринимателей знало о том, что такое факторинг, а пользовалось им всего 11% российских компаний. "В настоящий момент далеко не все клиенты, для бизнеса которых использование факторинга было бы эффективно, прибегают к данной услуге, и в первую очередь - из-за недостаточной информированности", - говорит заместитель председателя правления банка Финсервис Ирина Генкель.

Правда, некоторый прогресс уже есть. "Информированность российских компаний о факторинге растет. В 2007 году созданы специализированные сайты, посвященные российскому рынку факторинга. При обращении на сайт потенциальный потребитель услуги может получить не только первоначальное представление о ней, но и ознакомиться с динамикой рынка, его участниками и видами факторинговых продуктов. По мнению экспертов, в 2008 году объем российского рынка факторинга составит около $40 млрд, а в 2010-м - около $150 млрд", - считает директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов.
Интересно, что именно недостаток информации - основная причина, которая не дает рынку факторинга расти еще более высокими темпами. Удивительно, но в данном случае финансисты не видят никаких законодательных барьеров для этого вида услуг. Рынок развивается совершенно свободно, по законам честной конкуренции. Пока что на нем сильны российские участники - около 80% рынка делят между собой пять крупнейших игроков: Национальная факторинговая компания, Промсвязьбанк, межрегиональная факторинговая компания "Траст", банки Петрокоммерц и Еврокоммерц. Однако иностранцы тоже не дремлют: в 2007 году довольно высокие темпы развития факторинга продемонстрировали банки Unicredit и BSGW.

В начале нынешнего года практически все игроки рынка факторинга в России единодушно прогнозировали его удвоение. Сегодня эти прогнозы немного корректируются: не исключено, что стоимость услуг несколько подорожает. "В разрезе будущих 5-6 месяцев можно говорить о вероятном увеличении тарифов за факторинговое обслуживание. Что будет дальше с ценой денег, во многом зависит от мировой конъюнктуры.

Вообще можно сказать, что на рынке постепенно приживается идея о том, что дорогие деньги - это, возможно, надолго. Происходит долгосрочное удорожание денег, и в краткосрочном плане оно, скорее, усугубляется воздействием негативных внешних факторов", - полагает заместитель председателя правления Национальной факторинговой компании Антон Мусатов. Правда, рост спроса, который постоянно набирает обороты, может победить даже дорогие деньги и очередное удвоение рынка факторинга в России все же состоится. Не стоит также забывать и про региональный рост. По прогнозам банка Еврокоммерц и Национальной факторинговой компании, к 2009 году доля клиентов из регионов в общем объеме этого сегмента российского рынка увеличится с нынешних 48 до 55%.

Источник: Финансовые известия

Поделиться в социальных сетях:

Статьи по теме

Факторинг на службе бизнеса.
25.04.2014

Если вы нуждаетесь в дополнительных финансовых средствах, не имея в активе ничего кроме долгов покупателей и собственных здоровых амбиций, — не отчаивайтесь. Ваши проблемы могут быть решены с помощью ...

Консультации экспертов ГАРАНТа.
01.10.2012

Заключен договор уступки права требования, которое вытекает из договора реализации товаров (работ, услуг). Организация является цессионарием.
Как отразить в "новой" декларации по налогу на прибыль доходы...

Новые технологии для коллекторов: итоги семинара АРКБ и Центра развития коллекторства
28.05.2008

16 мая 2008 года в Москве прошел семинар «Новые технологии взыскания задолженности», который организовала Ассоциация по развитию коллекторского бизнеса (АРКБ). Мероприятие проводил Генеральный директор...