г. Москва, ул.Ясеневая д.19 корп.1, а/я 39
Наши социальные сети:

Штамп предупреждает появление долгов. Профилактический эффект корпоративного коллекторства.

03.09.2013

Корпоративное коллекторство проявляется в виде точечного и публичного информационного воздействия, которое называется PR-сопровождением взыскания. Это информационное воздействие может мотивировать лиц, на которых оно направлено, не только к возврату долга, но и к недопущению его появления в другой ситуации. При этом наличие в публичной плоскости информации об уже проведенных взысканиях (пресс-релизы, информация о пресс-конференциях и т.д.) заставляет больше задуматься, чем просто сведения в картотеке арбитражных дел, которую сейчас обязательно анализируют при проверке контрагентов многие компании.

Алгоритм профилактического воздействия выглядит следующим образом:

1) Создается информационный фон вокруг коллекторского агентства за счет публичного распространения информации о некоторых проводимых взысканиях.
2) Потенциального контрагента проверяют на благонадежность.
3) При заключении договора контрагенту сообщается информация о сотрудничестве с коллекторским агентством (самый простой вариант – специальный штамп на договор, хотя ниже будут рассмотрены и другие варианты донесения информации).При этом контрагент при минимальном любопытстве находит в сети информацию о работе коллекторского агентства, которое будет осуществлять мониторинг исполнения обязательств по заключаемому договору.
4) При возникновении минимальных сигналов возможного появления долговых проблем (смена участников организации, рост количества судов и т.д.) коллекторское агентство напоминает о мониторинге ситуации.

Если просрочка все же появилась, то запускается сначала расширенный претензионный порядок решения долговых проблем, который может включать приглашение к медиации, а затем стандартное взыскание методами корпоративного коллекторства. При этом для клиента, заказавшего услугу по профилактике, стоимость этих услуг будет существенно меньше обычной.

Кроме штампа в договоре профилактическое информационное воздействие может осуществляться путем представления сокращенной версии предварительной программы взыскания. В этом документе описывается возможность использования отдельных методик корпоративного коллекторства применительно к конкретной ситуации. Например, демонстрируется возможность обращения к ключевым контрагентам потенциального должника с вопросами о наличии проблем в сотрудничестве или предложением выкупить задолженность. Такие предварительные программы в некоторых случаях актуальны для инвесторов, которые, перед вложением денег в бизнес клиента коллекторского агентства, хотят знать, как он будет решать долговые проблемы.

Именно развернутый вариант профилактический работы потребовался одному поставщику зерна, который вел переговоры с зарубежными инвесторами. Убедить иностранцев помогло только составление предварительных программ внесудебного взыскания задолженности с учетом особенностей деятельности мукомольных комбинатов, которые были основными покупателями сельхозпродукции, а значит и потенциальными должниками. В предварительной программе взыскания учитывалось, что эти организации являются или окологосударственными, или входят в крупные холдинги, а значит обращение к вышестоящему руководству в госорганах либо управляющих компаниях холдингов с учетом проектов пресс-релизов по ситуации может быть достаточным для взыскания даже проблемной задолженности.

При стандартном и расширенном варианте профилактики во многих случаях стоит подумать о максимально мягкой и корректной демонстрации сотрудничества с коллекторским агентством. Решению этой задачи может способствовать ссылка на:

- требование учредителей;
-  распространенность этой практике в определенной отрасли;
- рекомендации отраслевых объединений.

В будущем методическая работа по профилактическому использованию методик корпоративного коллекторства будет расширяться, т.к. она может быть востребована не только в обычных отношениях поставщиков и покупателей, но и в области факторинга. Профилактика наряду с совершенствованием практики взыскания проблемных долгов способствует обеспечению долговой безопасности отдельных организаций и регионов.

Жданухин Д.Ю.,
Президент Ассоциации корпоративного коллекторства,
Генеральный директор Центра развития коллекторства,
кандидат юридических наук
 
Халаев А.И.,
Директор Агентства по возврату долгов «БалтАлекс» (г. Калининград),
руководитель Центра долговой безопасности

Калининградского регионального отделения Деловой России

 

Источник: Факторинг Review, №1


Поделиться в социальных сетях:

Статьи по теме

Развитие рынка кредитных продуктов: выводы ожидаемые и неожиданные.
24.01.2013

Понимание тенденций развития отечественного банковского сектора дает коммерческому банку возможность определить перспективы и выработать стратегию развития своего кредитного бизнеса. Последние макроэкономические...

Новости IFG
29.08.2010

IFG рада приветствовать нового участника из Великобритании, Innovation Finance (IF), новую компанию, которая начала свою работу в июле 2010 года.

Семинар «Факторинг - современный финансовый продукт для развития бизнеса – Практика внедрения и применения»
31.03.2010

Результаты для участников

На семинаре, проводимом в форме практикума, будут рассмотрены вопросы ведения факторингового бизнеса на условиях регресса и без регресса, процесс организации продаж факторинговых...