Штамп предупреждает появление долгов. Профилактический эффект корпоративного коллекторства.
Корпоративное коллекторство проявляется в виде точечного и публичного информационного воздействия, которое называется PR-сопровождением взыскания. Это информационное воздействие может мотивировать лиц, на которых оно направлено, не только к возврату долга, но и к недопущению его появления в другой ситуации. При этом наличие в публичной плоскости информации об уже проведенных взысканиях (пресс-релизы, информация о пресс-конференциях и т.д.) заставляет больше задуматься, чем просто сведения в картотеке арбитражных дел, которую сейчас обязательно анализируют при проверке контрагентов многие компании.
Алгоритм профилактического воздействия выглядит следующим образом:
1) Создается информационный фон вокруг коллекторского агентства за счет публичного распространения информации о некоторых проводимых взысканиях.
2) Потенциального контрагента проверяют на благонадежность.
3) При заключении договора контрагенту сообщается информация о сотрудничестве с коллекторским агентством (самый простой вариант – специальный штамп на договор, хотя ниже будут рассмотрены и другие варианты донесения информации).При этом контрагент при минимальном любопытстве находит в сети информацию о работе коллекторского агентства, которое будет осуществлять мониторинг исполнения обязательств по заключаемому договору.
4) При возникновении минимальных сигналов возможного появления долговых проблем (смена участников организации, рост количества судов и т.д.) коллекторское агентство напоминает о мониторинге ситуации.
Если просрочка все же появилась, то запускается сначала расширенный претензионный порядок решения долговых проблем, который может включать приглашение к медиации, а затем стандартное взыскание методами корпоративного коллекторства. При этом для клиента, заказавшего услугу по профилактике, стоимость этих услуг будет существенно меньше обычной.
Кроме штампа в договоре профилактическое информационное воздействие может осуществляться путем представления сокращенной версии предварительной программы взыскания. В этом документе описывается возможность использования отдельных методик корпоративного коллекторства применительно к конкретной ситуации. Например, демонстрируется возможность обращения к ключевым контрагентам потенциального должника с вопросами о наличии проблем в сотрудничестве или предложением выкупить задолженность. Такие предварительные программы в некоторых случаях актуальны для инвесторов, которые, перед вложением денег в бизнес клиента коллекторского агентства, хотят знать, как он будет решать долговые проблемы.
Именно развернутый вариант профилактический работы потребовался одному поставщику зерна, который вел переговоры с зарубежными инвесторами. Убедить иностранцев помогло только составление предварительных программ внесудебного взыскания задолженности с учетом особенностей деятельности мукомольных комбинатов, которые были основными покупателями сельхозпродукции, а значит и потенциальными должниками. В предварительной программе взыскания учитывалось, что эти организации являются или окологосударственными, или входят в крупные холдинги, а значит обращение к вышестоящему руководству в госорганах либо управляющих компаниях холдингов с учетом проектов пресс-релизов по ситуации может быть достаточным для взыскания даже проблемной задолженности.
При стандартном и расширенном варианте профилактики во многих случаях стоит подумать о максимально мягкой и корректной демонстрации сотрудничества с коллекторским агентством. Решению этой задачи может способствовать ссылка на:
- требование учредителей;
- распространенность этой практике в определенной отрасли;
- рекомендации отраслевых объединений.
В будущем методическая работа по профилактическому использованию методик корпоративного коллекторства будет расширяться, т.к. она может быть востребована не только в обычных отношениях поставщиков и покупателей, но и в области факторинга. Профилактика наряду с совершенствованием практики взыскания проблемных долгов способствует обеспечению долговой безопасности отдельных организаций и регионов.
Халаев А.И.,
Калининградского регионального отделения Деловой России
Источник: Факторинг Review, №1