Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Отсрочка платежа! Финансируем легко и просто!

Новости законодательства за 26.03.12 — 01.03.12.

04.04.2012

Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – «Закон о микрофинансовой деятельности») в российское законодательство были введены два новых понятия:

- микрофинансовая организация – юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций;

- микрофинансовая деятельность – деятельность, отвечающая совокупности двух критериев: (i) осуществляется лицами, получившими статус микрофинансовой организации, и иными юридическими лицами, имеющими право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со ст. 3 Закона микрофинансовой деятельности1; (ii) в качестве заемных средств предоставляется сумма, не превышающая одного миллиона рублей.

Получение статуса микрофинансовой организации дает юридическому лицу право осуществлять два вида банковских операций (привлечение денежных средств юридических и физических лиц и размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности) без лицензии Банка России.

В статье 15 Закона о микрофинансовой деятельности закреплена обязанность микрофинансовой организации ежеквартально представлять в уполномоченный орган два отчета: (i) о микрофинансовой деятельности и (ii) о персональном составе своих руководящих органов.

Приказом установлены формы указанных отчетов, а также порядок их предоставления в территориальный орган ФСФР России по месту нахождения микрофинансовой организации.

В отчет о микрофинансовой деятельности организации включаются: (i) общие сведения о микрофинансовой организации, (ii) основные показатели деятельности (сведения о микрозаймах, сведения о средствах, привлеченных для осуществления микрофинансовой деятельности от юридических лиц и физических лиц), (iii) дополнительные показатели деятельности (собственные средства, активы, ликвидные активы, краткосрочные обязательства, фактические значения экономических нормативов).

Второй отчет, который должна подать микрофинансовая организация – отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации. В нем указываются сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, и о персональном составе коллегиального руководящего органа организации.

Отчетным периодом для составления отчетности является первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Отчетность представляется микрофинансовой организацией не позднее 45 дней по окончании отчетного периода (за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года). Отчетность за календарный год представляется не позднее 105 дней по окончании календарного года.

Отчеты необходимо представлять как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Шаблон отчетности в электронном виде в соответствии с Приказом планируется разместить в свободном доступе на официальном сайте ФСФР России.

Документ опубликован не был.

 

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Законопроект»)

Законопроект предполагает внесение ряда изменений в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – «Закон об основах государственного регулирования торговой деятельности»), Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – «КоАП РФ»)

Законом об основах государственного регулирования торговой деятельности установлено понятие торговой сети. Под торговой сетью понимается: (i) совокупность двух и более торговых объектов, используемых под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации, а также (ii) совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением.

В соответствии с Законопроектом определение торговой сети, изложенное в п. (ii), предлагается изменить на понятие торговой сети как совокупности двух и более торговых объектов, которые находятся на любом законном основании у хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, а также у хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и образующих с ним одну группу лиц.

Законом об основах государственного регулирования торговой деятельности установлен ряд определенных обязанностей и запретов для хозяйствующих субъектов, осуществляющих: (i) торговую деятельность посредством организации торговой сети, и (или) (ii) поставки продовольственных товаров в торговые сети. Законопроектом предполагается внесение ряда изменений в части данных обязанностей и запретов.

В действующей редакции Закона об основах регулирования торговой деятельности содержится запрет для вышеперечисленных субъектов осуществлять оптовую торговлю с использованием договоров комиссии или смешанных договоров, содержащих элементы договора комиссии. Законопроектом предлагается дополнить указанное положение запретом на заключение договоров поручения, агентских договоров, или смешанных договоров, содержащих элементы вышеуказанных договоров, и распространить данные ограничения только на случаи заключения таких договоров между вышеперечисленными субъектами. В то же время вышеизложенное ограничение не будет распространяться на заключение данных договоров внутри группы лиц и (или) заключение указанных договоров между хозяйствующими субъектами, входящими в одну торговую сеть.

Законопроектом предусматривается введение для указанных субъектов обязанности определения цены продовольственных товаров в зависимости от оставшегося срока годности (цена должна снижаться равномерно (пропорционально) истечению срока годности товара), в случае если в договоре содержится условие о приобретении (возврате) нереализованных продовольственных товаров, срок годности которых
истек, а также товаров, не проданных по истечении определенного срока.

В статье 9 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности установлены дополнительные требования в отношении прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки продовольственных товаров. Законопроект предполагает, что данные требования будут распространяться в отношении лиц, входящих в одну группу лиц с такими хозяйствующими субъектами.

Предполагается закрепление обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), предоставлять органам государственной власти субъектов РФ2 сведения для внесения в торговый реестр3. В соответствии с изменениями в КоАП РФ, вносимыми Законопроектом, устанавливается штраф за
неисполнение данной обязанности для индивидуальных предпринимателей в размере от двадцати до сорока тысяч рублей, для юридических лиц - от пятидесяти до ста тысяч рублей.

В настоящее время установлена ответственность за включение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в цену договора поставки продовольственных товаров вознаграждения: (i) непредусмотренного федеральным законом (ч.2 ст.14.42 КоАП РФ), (ii) запрещенного федеральным законом (ч.1т.14.42 КоАП РФ) или (iii) в сумме, превышающей размер, установленный федеральным законом (ч.1 ст.14.42 КоАП РФ). Законопроектом предполагается установить ответственность также за участие в таких договорах.

Аналогичное правило предусматривается ввести в КоАП РФ для случая включения в договор поставки продовольственных товаров условий об оказании услуг по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров (ч.5 ст. 14.42 КоАП РФ).

Помимо этого, Законопроектом устанавливается норма, предусматривающая ответственность за совершение любых иных действий, запрещенных федеральным законом, хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети (ч.6 ст.14.42 КоАП РФ).

За вышеперечисленные правонарушения предусматривается наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от одного до пяти миллионов рублей.

Законопроект опубликован 16 марта 2012 года на сайте ФАС России.

 

ИПОТЕЧНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Проект Приказа ФСФР России «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной услуги по регистрации правил доверительного управления ипотечным покрытием и изменений и дополнений в них» (далее – «Проект Приказа»)

В Проекте Приказа предполагается урегулировать порядок регистрации ФСФР России правил доверительного управления ипотечным покрытием (далее – «Правила»), изменений и дополнений в них. После вступления в силу данного документа будут сформированы необходимые законодательные предпосылки для выпуска ипотечных сертификатов участия (далее – «ИСУ»)

Федеральный закон от 11.11.2003 № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» (далее – «Закон об ипотечных ценных бумагах») ввел в российское законодательство новый вид ценных бумаг - ИСУ. Однако, в силу отсутствия полноценной нормативной базы, регулирующей процессы выдачи и обращения ИСУ, до настоящего времени в России не было осуществлено ни одного подобного выпуска. За прошедший период при активном участии юристов Адвокатского бюро «Линия права» был разработан и принят ряд нормативных актов, направленных на формирование необходимых правовых условий для выпуска ИСУ4, а также подготовлен проект приказа ФСФР России «Об утверждении Порядка ведения реестра владельцев ипотечных сертификатов участия»5.

Проектом Приказа установлен перечень документов, предоставляемых заявителем для регистрации Правил:

- заявление о регистрации Правил (форма заявления установлена в приложении № 1 к Проекту Приказа);
- анкета (форма анкеты установлена в приложении № 2 к Проекту Приказа);
- копия документа, подтверждающего наличие у заявителя действующей лицензии Банка России, выданной кредитной организации (для кредитных организаций);
- Правила (в двух экземплярах);
- решение управляющего ипотечным покрытием об утверждении Правил;
- копия договора страхования ответственности управляющего ипотечным покрытием перед владельцами ИСУ, заключенного со страховщиком, сведения о котором содержатся в Правилах;
- копия договора управляющего ипотечным покрытием со специализированным депозитарием, сведения о котором содержатся в Правилах;
- копия договора страхования ответственности специализированного депозитария перед владельцами ИСУ, заключенного со страховщиком, сведения о котором содержатся в Правилах;
- копия договора управляющего ипотечным покрытием с регистратором, сведения о котором содержатся в Правилах;
- копия договора страхования ответственности регистратора перед владельцами ИСУ, заключенного со страховщиком, сведения о котором содержатся в Правилах.

Также установлен перечень документов, представляемый для регистрации изменений и дополнений в Правила:

- заявление о регистрации изменений и дополнений в Правила (форма заявления установлена в приложении № 3 к Проекту Приказа);
- анкета (форма анкеты установлена в приложении № 4 к Проекту Приказа);
- изменения и дополнения в Правила (в двух экземплярах);
- Правила с внесенными изменениями и дополнениями;
- решение управляющего ипотечным покрытием об утверждении изменений и дополнений в Правила;
- копия протокола общего собрания владельцев ИСУ с приложением утвержденных изменений и дополнений в Правила;
- ряд иных документов, перечень которых зависит от состава сведений, в которые внесены изменения и дополнения (п.п.7 – 17 п.22 Проекта Приказа).

Копии документов должны быть заверены уполномоченным лицом. Указанные документы направляются заявителем в адрес центрального аппарата ФСФР России или передаются в экспедицию ФСФР России.

Определен срок регистрации Правил (изменений и дополнений в них) – 30 дней с даты поступления соответствующего заявления с полным комплектом документов в центральный аппарат ФСФР России.

Проектом Приказа установлены административные процедуры, совершаемые при регистрации Правил (изменений и дополнений в них), установлены внутренние сроки выполнения государственной услуги, а также порядок оформления и направления межведомственных запросов в органы, участвующие в предоставлении государственной услуги6.

Основаниями для отказа в регистрации Правил и изменений и дополнений в них являются:
- несоответствие представленных документов Закону об ипотечных ценных бумагах, типовым правилам доверительного управления ипотечным покрытием;
- наличие в Правилах, изменениях и дополнениях, вносимых в них, и иных документах, представленных для их регистрации, сведений, не соответствующих действительности или вводящих в заблуждение;
- отсутствие у заявителя, специализированного депозитария, осуществляющего ведение реестра ипотечного покрытия, регистратора, имеющего намерение осуществлять ведение реестра владельцев ипотечных сертификатов участия, соответствующих лицензий.

Действия (бездействия) и решения, осуществляемые (принимаемые) в ходе предоставления государственной услуги по регистрации Правил (изменений и дополнений в них), могут быть обжалованы в административном порядке. Такое обращение (жалоба) направляется на имя заместителя руководителя ФСФР России, курирующего структурное подразделение центрального аппарата ФСФР, ответственного за предоставление государственной услуги, и рассматривается ФСФР России в течение 30 дней с момента его получения. В случае если по обращению (жалобе) требуется провести экспертизы, служебные проверки или расследования, срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 30 дней, по решению руководителя ФСФР России или уполномоченного им лица. На любой стадии рассмотрения спорных вопросов, а также в случае несогласия с результатами обжалования заявитель вправе обратиться в суд.

Проект Приказа публикован 23 марта 2012 года на сайте ФСФР России.

_____________________________________________ 

1 К данной категории относятся те юридические лица, которые осуществляют микрофинансирование в соответствии со специальным законодательством, регулирующим их деятельность (кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и др.). Указанные организации не обладают статусом микрофинансовых организаций.
2 Органы государственной власти субъектов РФ, наделенные компетенцией по ведению торгового реестра, устанавливаются законодательством субъектов (так, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 19.07.2011 № 330-ПП «О Регламенте взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при ведении Торгового реестра города Москвы» Департамент торговли и услуг города Москвы выполняет функции уполномоченного органа по ведению Торгового реестра).
3 Его форма, порядок формирования и порядок предоставления информации установлен в Приказе Минпромторга РФ от 16.07.2010 № 602 «Об утверждении Формы торгового реестра, Порядка формирования торгового реестра и Порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре».
4 Постановление Правительства РФ от 15.10.2004 № 562 «Об утверждении Типовых правил доверительного управления ипотечным покрытием», Постановление Правительства РФ от 01.06.2010 № 386 «О внесении изменений в Типовые правила доверительного управления ипотечным покрытием», Приказ ФСФР РФ от 15.12.2009 № 09-57/пз-н «Об утверждении Положения об отчетности управляющего ипотечным покрытием и Положения об отчетности специализированного депозитария ипотечного покрытия», Приказ ФСФР РФ от 15.12.2009 № 09-58/пз-н «Об утверждении Положения о порядке погашения ипотечных сертификатов участия», Приказ ФСФР РФ от 15.12.2009 № 09-55/пз-н «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания владельцев ипотечных сертификатов участия».
5 Обзор данного документа подготовлен нами и размещен на сайте http://www.lp.ru/analytics/alerts/ezhenedelinij-obzor-zakonodatelistva-za-13---190212/.
6 Указанный запрос направляется в Банк России в случае непредставления заявителем копии документа, подтверждающего наличие у заявителя действующей лицензии Банка России, выданной кредитной организации.

______________________________________________

 

Обзор подготовлен юристами «Линии права».
Наши специалисты будут рады рассмотреть иные интересующие Вас вопросы в рамках еженедельного обзора законодательства.
Ваши вопросы и предложения по улучшению нашей работы просим направлять управляющему партнеру Линии права Дмитрию Глазунову (Dmitriy.Glazounov@lp.ru).
Более подробную информацию об услугах Вы можете получить на сайте www.lp.ru.

 

Источник: ФАКТОРинг ПРО по материалам Адвокатского бюро Линия Права


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.