115583, г. Москва, ул. Елецкая, д. 8 к. 2
Наши социальные сети:

Еженедельный обзор законодательства за 5-11 июля 2012.

18.07.2012

В продолжение постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.1999 № 90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Постановление) Президиум ВАС РФ разъяснил некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении споров, связанных с исключением участника из общества с ограниченной ответственностью.

Данный вопрос регулируется ст. 10 Федерального закона т 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограни-ченной ответственностью» (далее – Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»), которая устанавливает, что участники общества, доли которых в совокупности составляют не менее чем 10% уставного капитала общества, вправе требовать в судебном порядке исключения из общества участника, который:

- грубо нарушает свои обязанности либо
- своими действиям (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет.

Участники, которые могут быть исключены из общества

Обобщая положения информационного письма, отметим, что, по мнению ВАС РФ, действие статьи 10 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» в полной мере распространяется на всех участников общества, независимо от того, какие функции они выполняли или в каком качестве выступали. В частности, под действие этой нормы подпадают лица:

- осуществляющие функции единоличного исполнительного органа (аналогичная позиция высказывалась судами ранее1. Однако имеются судебные акты, которые содержат противоположную точку зрения2);
- действующие от имени общества на основании доверенности;
- работающие в обществе по трудовому договору3.

В то же время участника, обладаю-щего долей в размере более 50% уставного капитала, можно исключить из общества только в том случае, когда участники общества в со-ответствии с его уставом не имеют права свободного выхода из него. Указанное мотивируется тем, что исключение мажоритарного участника может повлечь за собой прекращение деятельности самого об-щества, что противоречит целям статьи 10 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»4.

Действия участников, которые могут повлечь их исключение из общества

1. причинение участником вреда обществу

Президиум ВАС РФ, обобщая сложившуюся судебную практику, признает, что причинение участником вреда обществу также является основанием для исключения его из общества в судебном порядке. Данное утверждение мотивируется обязанностью участника общества не причинять вред обществу. Таким образом, причинение существенно-го вреда обществу является грубым нарушением обязанности участника, следовательно, возможно применять ст. 10 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». При этом ВАС РФ подчеркивает, что действия участ-ника должны заведомо для него противоречить интересам общества.

2. голосование участника по вопросам повестки дня общего собрания

Голосование участника по вопросам повестки дня общего собрания может стать основанием для прекращения его участия в обществе (при условии, что такое голосование делает невозможной деятельность общества либо существенно ее затрудняет). При этом довод о том, что участие в общем собрании участников общества и голосование определенным образом по вопросам повестки дня является законным правом участников общества и не может являться основанием для исключения участников, принимавших участие в данном собрании, не был признан убедительным.

3. систематическое уклонение от участия в общих собраниях

Систематическое уклонение от участия в общих собраниях может стать основанием для исключения участника из общества (при условии, что такое уклонение делает не-возможной деятельность общества либо существенно ее затрудняет). При этом довод о том, что участие в общем собрании участников общества является законным правом участников общества, не был признан убедительным. Следует отметить, что в пункте 17 Постановления также говорится, что под дейcтвиями (бездействием) участника, которые делают невозможной деятельность общества либо существенно ее затрудняют, следует, в частности, понимать систематическое уклонение без уважительных причин от участия в общем собрании участников общества.

Однако там речь идет лишь о тех случаях, когда вследствие этого общество лишается возможности принимать решения по вопросам, требующим единогласия всех его участников. Рассматриваемое ин-формационное письмо не ограничи-вает действие статьи 10 Федерального закона «Об обществах с огра-ниченной ответственностью» случа-ями, когда решение должно прини-маться участниками единогласно.

Тем не менее, ВАС РФ отмечает, что уклонение от участия в общем собрании и наступление упоминав-шихся негативных для общества последствий не является достаточ-ным для принятия судом решения об исключении участника из общества. Дополнительно требуется, чтобы: была соблюдена процедура про-ведения общего собрания, в частности, указанное лицо было должным образом извещено о дате, времени и месте его проведения; имелась причинноследственная связь между действиями участника общества и наступившими последствиями. Так, если неявка на собрание участника фактически ничего не решала ввиду того, что по каким-либо причинам не явился другой участник, без которого решение в любом случае не могло быть принято, первый участник не должен быть исключен из числа участников общества. Вместе с тем, возможно исключить одновременно обоих участников, если будет доказано, что они действовали в сговоре и желали наступления таких последствий; у лица, не явившегося на общее собрание, и у его представителя не было уважительных причин для отсутствия.

Судебная практика и ранее, основываясь на Постановлении, решала споры, связанные с непосещением общих собраний аналогичным обра-зом5. Однако суды расходились во мнении относительно возможности или недопустимости6 применения статьи 10 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» в указанной ситуации.

4. обращения участника в государственные органы

В качестве основания для исключения участника из общества называются также многочисленные обращения такого участника в государственные органы, инициирующие различные проверки, которые создают помехи деятельности общества. Однако в этих обращениях должны сообщаться факты, которые заведомо для заявителя не соответствуют действительности.

Действия участников, за которые их исключение из общества не допускается

Описанный механизм не может быть использован:

1) для разрешения конфликта между участниками общества, связанного с наличием у них разногласий по вопросам управления обществом, когда позиция ни одного из них не является заведомо неправомерной;
2) если участникам общества предлагается на собрании принять решение, экономические последствия которого неочевидны;
3) в случае неполной оплаты участником общества с ограниченной ответственностью доли в уставном капитале общества (данная ситуация регулируется специальной нормой пункта 3 статьи 16 Федерального закона «Об обществах с огра-ниченной ответственностью», в со-ответствии с которой в таких случаях неоплаченная часть доли переходит к обществу7).

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 № 672 «О внесении изменения в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности»

Дополнены Правила оптового рын-ка электрической энергии и мощности

Рассматриваемое постановление вносит изменения в пункт 18 Пра-вил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172. Данный пункт регулирует порядок преду-преждения манипулирования ценами на электроэнергию и мощность. Согласно изменениям требования экономической обоснованности ценовых заявок на продажу электрической энергии, а также ценовых заявок на продажу мощности долж-ны определяться ФАС России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере социальноэкономической политики, федеральным органом испол-нительной власти, осуществляющим функции по выработке и реа-лизации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса и федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Из указанного пункта удалено упо-минание об осуществлении ФАС РФ контроля за установлением случаев манипулирования ценами на электрическую энергию и (или) мощ-ность на оптовом рынке. Между тем, ФАС РФ продолжает осуществ-лять такой контроль в силу статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электро-энергетике»8.

Документ вступил в силу 14 июля 2012.

 

1 См., например, определение ВАС РФ от 04.03.2011 № ВАС-1731/11, постановление ФАС Московского округа от 20.05.2011 № КГ-А41/4634-11.
2 См., например, определение ВАС РФ от 03.06.2011 № ВАС-6362/11, определение ВАС РФ от 30.07.2009 № 9322/09.
3 В то же время существует противоположная судебная практика. См., например, определение ВАС РФ от 09.03.2007 № 2034/07.
4 Подобная позиция высказывалась судами и ранее. См., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.10.2008 № Ф03-4649/2008.
5 Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.05.2007 № А78-8387/04-Ф02-2661/07.
6 Постановление ФАС Московского округа от 04.03.2008 № КГ-А40/901-08-1,2, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.11.2010 по делу № А43- 42816/2009.
7 Аналогичный подход можно обнаружить в определением ВАС РФ от 12.05.2008 № 5530/08.
8 Приказ ФАС РФ от 05.12.2007 № 415 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государствен-ной функции по осуществлению контроля и надзора за действиями субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности)».

 

Обзор подготовлен юристами «Линии права». Наши специалисты будут рады рассмотреть иные интересующие Вас вопросы в рамках еженедельного обзора законодательства. Ваши вопросы и предложения по улучшению нашей работы просим направлять партнеру Линии права Андрею Новаковскому (Andrey.Novakovsky@lp.ru).
С более подробной информацией об услугах Вы можете ознако-миться на сайте www.lp.ru.

 

Источник: ФАКТОРинг ПРО по материалам Адвокатского бюро Линия Права


Поделиться в социальных сетях:

Статьи по теме

Новости законодательства за 05.09.11 — 09.09.11.
13.09.2011

ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Постановление Правительства РФ от 29.08.2011 № 719 «О внесении изменений в Правила предоставления в 2011 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным...

Конференция "МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РОССИИ".
31.07.2014

Конференция "МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РОССИИ"

22 октября, Москва

В рамках работы предстоящей конференции будут рассматриваться ключевые компоненты, необходимые для успешного роста и развития банковских...

Представитель ФК "Лайф" внес предложение в Тюменскую областную думу о субсидировании затрат по факторинговым платежам.
16.11.2011

Руководитель регионального центра ФК "Лайф" в г.Тюмень Василий Климов выступил 3 ноября 2011 г. с докладом на Круглом столе «Лизинг и факторинг как новые финансовые инструменты». Мероприятие было организовано...