Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Эксперты ГАРАНТа рассмотрели случай иска физического лица к ГУП

31.08.2021

Истец (физическое лицо) утверждает, что необходимо провести собрание собственников с вынесением решения о внесении платы за коммунальные услуги напрямую теплоснабжающей организации. По утверждению краевого государственного унитарного предприятия (КГУП)(ответчик) собрание проводить не нужно, так как у КГУП изначально заключен договор теплоснабжения с управляющей компанией. В договоре указана переуступка права требования по оплате коммунальных услуг за население. КГУП выставляет квитанции населению.

Есть ли судебная практика, подтверждающая, что истец является ненадлежащим истцом, а также не нарушаются его права как собственника?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

КГУП не вправе выставлять квитанции населению в отсутствие "прямого договора" с собственниками помещений и в одностороннем порядке возлагать на себя функции, связанные с осуществлением расчетов и ведением лицевых счетов потребителей, изготовлением и доставкой им квитанций на оплату коммунальных услуг.

Обоснование позиции:

1. Отношения в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам в многоквартирных домах регулируются нормами жилищного законодательства, в частности Жилищным кодексом РФ (далее - ЖК РФ) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ N 354 от 06.04.2011 (далее - Правила N 354).

Как следует из чч. 1, 2, 12, 15 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (ч. 2 ст. 155 ЖК РФ).

Пунктом 67 Правил N 354 также предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. При этом Правила N 354 определяют исполнителя как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, предоставляющих потребителю коммунальные услуги; при заключении договора управления многоквартирным домом таким лицом является управляющая организация (пп. 2, 8, подп. "а" п. 9). Кроме того, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме является выполнением стандарта по управлению многоквартирным домом (подп. "ж" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416).

При заключении "прямых договоров" на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ) исполнителем коммунальных услуг становится ресурсоснабжающая организация (п. 8, подп. "в" п. 9 Правил N 354), и, соответственно, функции по выставлению соответствующих платежных документов потребителям возлагаются на нее. Однако согласно условиям вопроса договоры, содержащие положение о предоставлении коммунальных услуг, между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений не заключены.

Поскольку в рассматриваемой ситуации исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, именно она вправе требовать от потребителей оплаты коммунальных услуг. При этом она на основании подп. "е" п. 32 Правил N 354 вправе привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя для доставки платежных документов потребителям, для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям. Как следует из данной нормы, такие отношения поручения должны оформляться двусторонним договором между ресурсоснабжающей и управляющей организациями. В одностороннем порядке ресурсоснабжающая организация не вправе возлагать на себя функции, связанные с осуществлением расчетов и ведением лицевых счетов потребителей, изготовлением и доставкой им квитанций на оплату коммунальных услуг.

Также отметим, что отношения поручения, возникающие на основании подп. "е" п. 32 Правил N 354, не предполагают принятие привлеченным третьим лицом от потребителей платы за коммунальные услуги, причитающейся управляющей организации. Для принятия платы за коммунальные услуги самим третьим лицом требуется наличие у него статуса платежного или банковского платежного агента (ч. 15 ст. 155 ЖК РФ, п. 63 Правил N 354), что также предполагает заключение с управляющей организацией договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"). В таком качестве может выступать и ресурсоснабжающая организация, если она отвечает требованиям, предъявляемым к деятельности платежных агентов. В этой связи смотрите решение Белогорского городского суда Амурской области от 19.07.2016 по делу N 2-1712/2016.

Тем не менее, как мы поняли из вопроса, в рассматриваемой ситуации между ресурсоснабжающей и управляющей организациями не заключено ни договора о поручении начисления платы за коммунальные услуги, подготовки и доставки платежных документов потребителям, ни договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Поэтому, по нашему мнению, действия ресурсоснабжающей организации неправомерны. В этой связи смотрите также решение Миасского городского суда Челябинской области от 13.08.2014 по делу N 2-2902/2014.

2. Согласно п. 26 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.

Отметим, что эта норма предполагает уступку именно задолженности, а не передачу права требования оплаты коммунальных услуг, срок обязательства по оплате которых не наступил (т.е. права выставления текущих квитанций на оплату коммунальных услуг). На это было прямо обращено внимание в определении Верховного Суда РФ от 27.01.2015 N 310-КГ14-9029). Суд указал, что эта норма не исключает общего правила о том, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме должны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги управляющей организации, которая управляет данным домом, плата иным организациям может вноситься только на основании решения собрания собственников жилья.

Поэтому, на наш взгляд, в рассматриваемой ситуации условия договора ресурсоснабжения не дают ресурсоснабжающей организации права выставлять потребителям текущие квитанции на оплату коммунальных услуг.


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.