Эксперты ГАРАНТа рассмотрели случай приобретения энергоснабжающей организацией задолженности физического лица
Энергоснабжающая (электроэнергия) организация по договору цессии приобрела задолженность гражданина перед другой организацией.
Вправе ли энергоснабжающая организация сумму задолженности, уступленную ей по договору цессии, включить в расчеты гражданина с ней за электроэнергию, а также отразить эту сумму по лицевому счету как задолженность перед ней (энергоснабжающей организацией)? Правомерно ли объединение счетов на электроэнергию и вывоз твердых бытовых отходов в одном платежном документе?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Закон не запрещает включение в один платежный документ нескольких видов коммунальных ресурсов без разделения лицевого счета потребителя.
Обоснование вывода:
Отношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых помещениях, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регламентируются нормами Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354).
В соответствии с ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Подпункты "б", "в" и "г" п. 69 Правил N 354 определяют правила заполнения платежного документа, в частности, данными нормами установлены объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг.
Согласно п. 71 Правил N 354 примерная форма единого платежного документа и рекомендации по ее заполнению устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Примерная форма платежного документа для внесения платы за предоставление коммунальных услуг утверждена приказом Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр и предусматривает, что весь перечень жилищных и коммунальных услуг может быть включен в платежный документ, направляемый потребителю. Те или иные коммунальные услуги потребитель оплачивает по своему выбору (оплата одной услуги не поставлена в зависимость от оплаты другой).
Из буквального толкования вышеприведенных норм следует, что платежный документ может содержать в себе не один вид коммунальной услуги, а несколько, при этом данные нормы не содержат запрета на ведение единого лицевого счета потребителя в отношении нескольких видов коммунальных услуг (апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 30.10.2019 по делу N 33АП-4512/2019).
Что касается правомерности включения энергоснабжающей организацией в квитанцию, помимо счета на оплату электроэнергии, стоимости вывоза твердых бытовых отходов, поясняем следующее.
Согласно п. 63 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Под агентским договором, в свою очередь, понимается договор, по которому одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (ст. 1005 ГК РФ).
Таким образом, исполнитель коммунальной услуги вправе как самостоятельно осуществлять прием платежей от потребителей за оказанную услугу, так и заключать агентский договор со сторонней организацией.
Как показывает анализ правоприменительной практики, суды не усматривают нарушения норм закона в случае, если энергоснабжающая организация выступает агентом по приему платы за оказанные потребителям коммунальные услуги иных ресурсоснабжающих организаций (в том числе и услуги по вывозу твердых бытовых отходов).
Суды это обосновывают тем, что энергоснабжающая организация, занимая доминирующее положение на рынке поставки электроэнергии, не будет занимать такое же положение на рынке поставки иного коммунального ресурса (в частности, вывоза твердых бытовых отходов), поскольку не оказывает непосредственно эту услугу, а лишь выполняет техническую функцию по сбору оплаты за нее (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2020 N 08АП-3562/20 по делу N А75-14844/2019, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2020 N 18АП-12850/20 по делу N А47-21463/2019), следовательно, нарушений норм антимонопольного законодательства не происходит.
Таким образом, мы полагаем, что, включая в платежный документ счет на оплату за услуги по вывозу твердых бытовых отходов, энергоснабжающая организация действует в рамках закона и не нарушает права потребителей коммунальных услуг.