Факторинг на рынке услуг: есть ли будущее?
Факторинг – это комплекс услуг для производственных и торговых компаний, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа, оказываемый факторинговой компанией под дебиторскую задолженность. Включает в себя финансирование на срок отсрочки платежа, поручительство факторинговой компании за покупателей на случай неоплаты отгруженного товара последними и управление дебиторской задолженностью. В идеале, еще должно быть информационно-аналитическое обслуживание.
Ключевое слово в первом абзаце – это «производственные и торговые компании». Почему? Потому что у нас в РФ счастливыми пользователями факторинга являются именно эти организации, хотя в Европе и США давным-давно получают радость и факторинговое благо те компании, которые не ведут торговой деятельности. Точнее, они ее ведут, но продают услуги, а не товары, причем, в том числе, услуги, совсем далекие от товаров, такие как результаты интеллектуального или творческого труда.
Россия снова отличилась. Нет, я не упрекаю, ведь рынок факторинга у нас так молод. Но участники рынка уже давным-давно могли бы удовлетворить потребность в факторинге тех, кто лишен этой возможности. Вопрос лишь в подтягивании уровня развития технологий под общемировой. Но сегодня большинство озабочено скорее тем, как быстрее разместить избыточную краткосрочную ликвидность и так же быстро заработать, нежели придумыванием схем и сложных продуктов для тех, кто испытывает потребность в факторинговых услугах куда больше фирм, отгружающих продукты и бытовую химию в федеральные «сетки».
Нет дыма без огня. :) Я же не возмущаться в этой статье собрался, а рассказать хорошее дело. А дело хорошее было такое – некоторое время назад Российская Ассоциация Маркетинговых Услуг вместе с двумя уважаемыми факторинговыми компаниями (пусть они при всем к ним уважении так и останутся безымянными) организовала семинар по факторингу для своих участников, которые очень сильно нуждаются в факторинговых услугах.
Рынок услуг в области маркетинговых коммуникаций до кризиса чувствовал себя очень неплохо. У компаний-заказчиков были солидные бюджеты, масса проектов, которые нужно было реализовывать, причем эти заказчики работали с агентствами на условиях частичной предоплаты, поэтому у последних не было вообще никаких проблем с оборотными средствами, необходимыми для выполнения заказов. Кризис сильно изменил картину мира. Заказчики при планировании бюджетов решили, что новые условия диктуют новые правила – больше никакой предоплаты.
Агентства остались без источников финансирования проектов, точнее, эти источники остались, но главный – предоплата – иссяк. Пришлось обращаться к друзьям, семьям, «дуракам», акционерам, банкам и т.д. А какие требования у банков к заемщикам? Наличие залога, готовность предоставлять запрашиваемую банком информацию, желание строить партнерские отношения с кредитором, минимальное использование «серых» схем, отсутствие двойной бухгалтерии, прозрачная структура собственности и управления. В принципе, в том или ином объеме есть все, кроме залога. То есть, к банкам путь закрыт, точнее, он открыт, но размер финансирования банка не будет превышать 10-15% от объема выручки. А что можно сделать с такой суммой, если у тебя три заказчика, и заказ каждого – это 25-30% от объема выручки? А предоплаты нет, есть постоплата. Денег нет.
Нашелся факторинг. Первый «добрый» фактор объявился еще в конце 2009 года, разработав специальную схему для одного из самых значимых игроков рынка BTL-услуг. Схема нехитрая, но внедрение ее требует наличия объема «дебиторки» несколько больше, чем желаемое финансирование, и хотя бы один-два заказчика должны быть готовы подписать уведомления о том, что они работают по факторингу. Клиент этой факторинговой компании настолько счастлив, что отказался от выступления на семинаре РАМУ, мотивируя свой отказ тем, что не хочет раскрывать перед прочими участниками рынка своего конкурентного преимущества. Его можно понять – ведь, работая по факторингу, это BTL-агентство, во-первых, закрыло для себя злободневный вопрос, связанный с поиском бесперебойного источника пополнения оборотного капитала, во-вторых, выглядит на порядок привлекательнее остальных участников рынка, поскольку может при проведении тендера сказать: «Уважаемые, у меня точно есть деньги для выполнения вашего заказа», - и, в-третьих, уверено в завтрашнем дне – ведь факторинговая компания не отзовет вдруг финансирование, поскольку обеспечением все-таки является дебиторская задолженность, качество которой никак не зависит от объема залогов и финансового положения агентства.
В общем, семинар, проведенный РАМУ, – очень правильное мероприятие, ведь эта площадка стала местом, где одни рассказали о своих потребностях, а другие, те единственные, кто может удовлетворить эти потребности, рассказали о своих возможностях. Я как лицо, представляющее интересы клиентов, провожу сейчас консультации для нескольких участников этого семинара, выясняя специфику их бизнесов и соотнося эту специфику с предложениями игроков рынка факторинга. Жаль только, что предложений у факторов для компаний сферы услуг не так много, а если они и есть, то сами факторинговые компании, к сожалению, не торопятся внедрять более сложные схемы. Факторинговым компаниям и банкам, на мой взгляд, следовало бы сойти с тропинки превращения факторинга из продукта, призванного создать комфортные условия для ведения коммерческой деятельности на условиях отсрочки платежа, в продукт банковской линейки, который часто не отличается от кредита. Однако пока финансовые структуры не предпринимают никаких усилий в этом направлении, и это печально. Поэтому часть потенциальных клиентов так и остаются потенциальными.
Источник: www.e-xecutive.ru