Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Финансируй дебиторскую задолженность с ФАКТОРинг ПРО!
Финансируй дебиторскую задолженность с ФАКТОРинг ПРО!
ru
/
en
RU
EN

Еженедельный обзор законодательства.

16.08.2011

В части утверждения и раскрытия перечня инсайдерской информации:

- установлен срок – 01.01.2012, до наступления которого эмитенты и управляющие компании, хозяйствующие субъекты, организаторы торговли и профессиональные участники этих рынков, клиринговые организации, депозитарии и кредитные организации, а также информационные и рейтинговые агентства, должны привести свою деятельность в соответствие с Приказом № 11-18/пз-н от 12.05.2011.

- списки инсайдеров должны быть соcтавлены и утверждены участниками рынка до 30.12.2011; еще один день дается на опубликование списков на официальном сайте юридического лица (списки должны быть опубликованы до 31.12.2011).

В части составления списков инсайдеров:

- даны рекомендации в отношении составления списков инсайдеров в период с 31.07.2011 по 31.12.2011 (переходный период).

1. Лицам, указанным в п.п. 1-4 ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ, необязательно в течение переходного периода включать в список инсайдеров лиц, имеющих доступ к инсайдерской информации, на основании заключенных договоров (в том числе, аудиторов, оценщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, кредитные и страховые организации).

Указанная рекомендация распространяется на следующих лиц:

- эмитентов;
- управляющие компании;
- хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке;
- организаторов торговли;
- клиринговые организации;
- депозитарии;
- кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;
- профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- иных лиц, осуществляющих в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами.

2. Лицам, указанным в п.п.1-4, и в п.п.11-12 ст.4 Федерального закона № 244-ФЗ, необязательно в течение переходного периода включать в список инсайдеров физических лиц, имеющих доступ к инсайдерской информации на основании действующих трудовых (или гражданско-правовых) договоров.

Указанная рекомендация распространяется на следующих лиц:

- лиц, указанных выше в п. 1 настоящего раздела, а также
- рейтинговые агентства;
- информационные агентства.

3. В случае включения физического лица (члена советов директоров, (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, члена ревизионной комиссии) в список инсайдеров следует исходить из того, что такое лицо включается в список инсайдеров после получения первого по очередности уведомления о включении в список по любому из оснований.

4. Физическое лицо, состоящее в штате или заключившее гражданско-правовой договор с юридическим лицом - контрагентом лица, составляющего список инсайдеров, включается в список инсайдеров при следующих условиях:

- юридическое лицо, оказывающее услуги, включено в список инсайдеров в указанном качестве;
- физическое лицо имеет доступ к инсайдерской информации лица, составляющего список инсайдеров.

Указанные в настоящем пункте физические лица включаются в список инсайдеров только юридического лица, с которым заключен трудовой и (или) гражданско-правовой договор, по мере получения ими соответствующих уведомлений от работодателя (заказчика).

В части уведомления организаторов торговли о внесенных изменениях в список инсайдеров:

Установлен срок предоставления списков инсайдеров, а также внесенных в них изменений: списки предоставляются по мере составления или внесения изменений, но не позднее 18 часов по московскому времени 30.12.2011.

Если юридическое лицо составило и утвердило список инсайдеров, такой список может быть передан в любой день, включая 30.12.2011; если список был передан до 30.12.2011, юридическое лицо обязано уведомлять организатора торговли обо всех последующих изменениях, вносимых в этот список на протяжении всего периода с 31.07.2011 по 31.12.2011 включительно.

В части уведомления инсайдерами о совершенных операциях:

Уведомления об операциях, совершенных в течение периода с 31.07.2011 по 31.12.2011 включительно со дня включения инсайдера в список до завершения этого периода или его исключения из списка, могут быть направлены в адрес организации, включившей его в свой список, а также в адрес ФСФР в любой день в течение указанного периода.

В Информационном письме даны ответы на наиболее важные вопросы. По нашему мнению, существует ряд других вопросов, связанных с отсутствием процедуры обжалования неправомерного внесения в список инсайдеров, сбором и раскрытием сведений о физических лицах и защитой персональных данных лица, информация о котором подлежит раскрытию, которые не были отражены в Информационном письме. Мы полагаем, что в течение установленного периода данные вопросы будут разъяснены в последующих Информационных письмах.

 

РОСФИНМОНИТОРИНГ УТВЕРДИЛ ПОЛОЖЕНИЕ О ТРЕБОВАНИЯХ К ИДЕНТИФИКАЦИИ КЛИЕНТОВ И ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ СТЕПЕНИ (УРОВНЯ) РИСКА СОВЕРШЕНИЯ КЛИЕНТОМ ОПЕРАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

Приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 №595 утверждено Положение, конкретизирующее нормы Федерального закона №115-ФЗ6 об установлении организацией правил внутреннего контроля по идентификации клиентов, представителей клиентов и выгодоприобретателей.

Положение об идентификации действует в отношении:

- организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ);
- адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг.

В составе правил внутреннего контроля указанные выше лица обязаны:

 - разработать программу идентификации клиентов, представителей клиентов и выгодоприобретателей;
- разработать программу оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В рамках реализации процедуры идентификации осуществляются следующие мероприятия:

           - установление следующих сведений о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе:

- в отношении физических лиц - фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
- в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.

           - проверка наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму на основании перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, который составляется и ведется Росфинмониторингом;
           - определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя в случае, если указанные лица являются физическими лицами, к категории иностранного публичного должностного лица;
           - определение юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), включенном в список ФАТФ, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в вышеуказанном государстве (на вышеуказанной территории);
            - оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска.

В отношении индивидуальных предпринимателей, если они совершают операции, попадающие под обязательный контроль в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, действуют нормы, регулирующие деятельность юридических лиц, в связи с осуществлением иной деятельности – физических.

Идентификация осуществляется на основании документов, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, которые представляются в подлиннике либо в форме надлежащим образом заверенной копии. Документы, удостоверяющие личность физических лиц, предоставляются только в оригинале.

Для фиксирования сведений о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе организациям следует составлять анкету клиента либо фиксировать сведения иным способом, предусмотренным правилами внутреннего контроля. В Положении указан ряд случаев, когда формление анкеты клиента является обязательным, в частности, если организация оценивает степень (уровень) риска как повышенную, у организации возникают подозрения об осуществлении клиентом, представителем клиента и выгодоприобретателем деятельности по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, а также в некоторых других случаях. Приложения к Положению об идентификации содержат перечни сведений, которые необходимо устанавливать в целях идентификации физического лица, юридического лица и индивидуального предпринимателя, выявления и идентификации выгодоприобретателя, а также сведения, рекомендуемые для включения в анкету клиента.

Сведения, полученные в результате идентификации, следует обновлять не реже одного раза в шесть месяцев при повышенной степени (уровне) риска и не реже одного раза в год в иных случаях.

Неисполнение вышеуказанных правил идентификации может повлечь ответственность как самой организации, так и ее сотрудников. Если организация осуществляет деятельность на основании лицензии, несоблюдение правил идентификации клиентов может стать основанием для отзыва лицензии, кроме того, организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности. Так, неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, а если это повлекло непредставление в установленные законом сроки в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма – наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

В отношении кредитных организаций Банк России наделен правом взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

 

РОСФИНМОНИТОРИНГ УСТАНОВИЛ КРИТЕРИИ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О ПОВЫШЕННОМ РИСКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КЛИЕНТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫХ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

На сайте Росфинмониторинга опубликовано Информационное письмо7, обобщающее признаки операций, видов и условий деятельности, позволяющих присвоить клиентам, их совершающим, повышенную степень риска причастности к легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Информационное письмо принято в развитие Положения об идентификации8 и содержит перечень признаков операций, видов и условий деятельности, свидетельствующих о повышенной степени риска осуществления клиентом, их совершающим, легализации доходов, полученных
преступных путем, и финансирования терроризма.

Вышеуказанный перечень должен применяться при оценке степени (уровня) риска клиентов путем включения его в правила внутреннего контроля организации, на которую распространяется действие Федерального закона № 115-ФЗ.

Организациям предоставлено право дополнять данный перечень по своему усмотрению в зависимости от особенностей деятельности и специфики совершаемых операций.

 

Обзор подготовлен юристами «Линии права».
Наши специалисты будут рады рассмотреть иные интересующие Вас вопросы в рамках еженедельного обзора законодательства.
Ваши вопросы и предложения по улучшению нашей работы просим направлять партнеру Линии права Дмитрию Крупышеву (Dmitry.Krupyshev@lp.ru).
Более подробную информацию об услугах Вы можете получить на сайте www.lp.ru.

_________________________________________________________

1 Информационное письмо ФСФР России «Об особенностях исполнения отдельных требований Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в переходный период»
2 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в переходный период»
3 Приказ «Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской инфор-
мации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также порядка и сроков раскрытия такой информации»
4 Приказ «Об утверждении Положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, Положения о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются
операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, Положения о порядке и сроках направления уведомлений инсайдерами о совершенных ими операциях» и в Положение о передаче списков инсайдеров
организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, утвержденное этим приказом
5 Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011 № 59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения
клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»
6 Федеральный закон от 7.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
7 Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 02.08.2011 № 17 «О признаках операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легали-
зации (отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма)»
8 Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011 № 59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска соверше-
ния клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»

 

Источник: ФАКТОРинг ПРО по материалам Адвокатского бюро Линия Права


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.