115583, г. Москва, ул. Елецкая, д. 8 к. 2
Наши социальные сети:

Правительство и АСИ легализуют факторинг.

12.12.2013

В российском Гражданском кодексе есть глава "Финансирование под уступку денежного требования", которая регулирует операции внутреннего факторинга. Международный факторинг у нас, фактически, запрещен валютным законодательством. По закону "О валютном регулировании" валютные операции между резидентами запрещены, а средства от покупателя-нерезидента должны в обязательном порядке поступить на счета продавца-резидента в российском банке.

Экспортеры, не способные привлечь к операциям факторинга зарубежный банк, вынуждены строить схемы исключительно в форме кредитования с залогом в виде права денежного требования. При этом ответственность за просрочку платежей либо неоплату поставок по любой причине (недопоставка, нарушение сроков поставки, рекламации к товару от нерезидентов и пр.) полностью возлагается на самого экспортера. Такая схема, называемая "конфиденциальным" или "закрытым" факторингом, противоречит Конвенции Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) "О международном факторинге".

Легализация факторинга

Полную легализацию в России операций открытого международного факторинга обеспечат небольшие поправки к закону "О валютном регулировании и валютном контроле", подготовленные Агентством стратегических инициатив. С их содержанием ознакомился "Финмаркет". Таким образом страна фактически полностью выполнит положения Конвенции, даже формально не присоединяясь к ней.

Более того, легализация международного факторинга избавит наших импортеров от необходимости пользоваться услугами зарубежных финансовых организаций, а также схемами "закрытого" факторинга, противоречащего Конвенции. Заодно экспортеры получат в рамках факторинговых договоров полугодовую отсрочку на получение валютной выручки. Законодательную инициативу, по информации "Финмаркета", в четверг предполагается рассмотреть в рамках АСИ.

 

Ассоциация факторинговых компаний

Законопроект не только открывает рынок международного факторинга для российских банков. Он работает на "повышение конкурентоспособности российской экспортной продукции по критерию расчетов, снижение зависимости экспортеров от риска неплатежеспособности покупателей-нерезидентов, развитие инфраструктуры международных расчетов по внешнеэкономическим договорам, увеличивает доступность современных финансовых инструментов для экспортеров несырьевого сектора, включая малые и средние предприятия", заверяют авторы в пояснительной записке.

Цена вопроса

В рабочей группе по созданию Международного финансового центра (МФЦ) "Финмаркет" заверили, что не имеют отношения к законопроекту. "Это какой-то параллельный процесс". Но это не значит, что они возражают против инициативы, добавил источник в рабочей группе. Ратификация Конвенции УНИДРУА предусмотрена "дорожной картой" "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", утвержденной правительством в июне 2012 года. Соответствующие предложения правительство должно было подготовить в декабре 2012 года.

На едином портале проектов нормативных актов в конце ноября появился другой правительственный законопроект, легализующий международный факторинг в России. Его разработчик - Минфин. В нем кроме поправок в закон "О валютном регулировании" и КоАП предлагается дополнить Гражданский кодекс отдельной статьей "Факторинг".
Несмотря на все препятствия, рынок факторинга в России бурно развивается. По данным Ассоциации факторинговых компаний, доходы от этого вида деятельности основных российских факторов составили по итогам 2012 года почти 16 млрд руб., что в 2,5 раза больше, чем в 2011 году. В этом году есть все основания ожидать удвоения рынка, то есть достижения им почти $1 млрд. Обороты уже по итогам девяти месяцев 2013 года превысили 1,3 трлн руб.

Ассоциация факторинговых компаний
Проблемы для налоговой

Эксперты согласны с пользой предложенных инициатив для российских экспортеров. Но говорят о неизбежности усложнения работы для контролирующих органов.

Давая возможность получать экспортную выручку за поставленные за рубеж товары или услуги непосредственно на счета банков, задействованных в рамках договоров международного факторинга, законопроект усложняет жизнь госорганам, контролирующим трансграничные валютные операции. Потребуется разграничение полномочий федеральных органов власти, ответственных за реализацию валютного контроля в банковской и нефинансовой сфере.

Ассоциация факторинговых компаний

В частности, законопроект предполагает поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые освобождают экспортера от ответственности, если валютная выручка поступила на его счета или на счета банка-резидента, участвующего в схеме международного факторинга, в течение 180 дней с даты, предусмотренной внешнеторговым договором. Сейчас валютная выручка обязана поступить не позднее даты, предусмотренной договором.

Ассоциация факторинговых компаний
Дмитрий Шевченко, исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний 

"У нас были замечания к законопроекту Минфина по международному факторингу. С нашей точки зрения, поправки к Гражданскому кодексу не нужны. С ратификацией Конвенции УНИДРУА (соответствующий законопроект есть в правительстве) все нормы международного факторинга появятся в нашем законодательстве. К тому же специальные нормы о договоре факторинга, соответствующие основным положениям Конвенции, предусмотрены в новой редакции Гражданского кодекса, принятой Госдумой в первом чтении в апреле 2012 года.

По поправкам к закону "О валютном регулировании" тоже есть замечания: редакция Минфина не учитывает все особенности факторинговых и экспортных операций, таких как торговые диспуты или рекламации по причине несоответствия качества, ассортимента, номенклатуры, количества и других свойств передаваемых товаров, услуг, а также возвращение права требования (факторинговый регресс).

180 дней - стандартный срок, устанавливаемый с момента неисполнения обязанности. Он закреплен в "Общих правилах международного факторинга" (General Rules for International Factoring - GRIF), разработанных международными факторинговыми ассоциациями International Factors Group (IFG) и Factors Chain International (FCI), и применяемых наравне с Конвенцией УНИДРУА по международным факторинговым операциям".

Эдуард Савуляк, директор московского офиса международной консалтинговой компании Tax Consulting U.K. :

"Даже не сомневаюсь, что поправки пролоббировали наши крупнейшие импортеры и банкиры. Именно они от них и выиграют. Говорить о том, что что-то потеряет бюджет - не приходится. Суть факторинга в том, чтобы экспортер получил деньги раньше, чем предусмотрено договором. Поэтому, по идее, оборачиваемость денежных средств у экспортеров должна будет вырасти. А за ними - и налоги, и сборы, и платежная дисциплина.

Другой вопрос, что банки и факторинговые компании будут работать, в первую очередь, с "крупняком". Поэтому говорить про то, что эта мера здорово поможет мелким и средним предпринимателям - особенно не приходится. Более мелкие компании могут "вклиниться" с эту схему, только если у них будут прямые контракты с крупными и именитыми зарубежными поставщиками.

Для всех тех, кто работает через цепочку посредников и т.д. - ничего не светит. Правда, по этой же причине, не стоит беспокоиться, что появится новый канал "вывода денег за границу" - банки и факторы не станут собирать себе на баланс нереальную задолженность".

Иван Хаменушко, старший партнер юридической компании "Пепеляев Групп" :

"Очень хорошее дело, которое надо было сделать давно.

Администрирование это, наверное, осложнит: новые параметры контролировать всегда лишняя работа. Но не понятно, вообще зачем мы мучаемся с этим возвратом валютной выручки. Ответ - для порядка. Так удобнее считать платежный баланс. Выручка, зачисленная в стране, может быть в тот же день вывезена обратно. Вся репатриация выручки нужна только для облегчения контроля. Но его облегчили настолько, что теперь трудно проконтролировать выполнение правил репатриации. Требование о возврате выручки стало анахронизмом.

Не уверен, что это помогает налоговому контролю: кассовое зачисление выручки для налоговых органов - десятое дело; все считают по начислению. Для бюджета эта ситуация абсолютно нейтральна.

Смысл факторинга в том, чтобы экспортер получил деньги. От кого он их получит - совершенно не важно. Он с удовольствием отдал бы эту функцию профессиональным сборщикам долгов. Какая-нибудь африканская или венесуэльская компания задолжала за продукцию, или судиться с ней до посинения или продать долг. Сейчас наше законодательство не запрещает продавать долг, но только за разницу между полученной суммой и номиналом ты по-прежнему отвечаешь штрафом.

Уплата налогов в этой ситуации - отдельная страшная сказка. Будет налоговой службой признаваться или нет разрыв между номиналом долга и полученной суммой".

 

Источник: Finance.Rambler


Поделиться в социальных сетях:

Статьи по теме

Дарья Николаевская: «Мы предлагаем нашим клиентам не цену, а ценность».
21.05.2012

В интервью ФАКТОРинг ПРО Директор Дирекции маркетинга НФК Дарья Николаевская рассказала о причинах смены фирменного стиля компании, маркетинговых технологиях на рынке факторинга и взаимоотношениях факторов...

Спецобзор судеюной практики.
18.10.2011

РАЗЪЯСНЕНИЯ ВАС РФ ПО ВОПРОСАМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ СОЗДАЮТ НОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БАНКОВ

13 сентября 2011 г. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – «ВАС...