Новый Портал об услугах нашей факторинговой компании. Перейти

Управление. Финансирование. Безопасность.

Малый бизнес Москвы впервые за четыре года начал сокращать персонал

29.03.2016


Что показывает статистика
23 марта 2016 года Мосгорстат опубликовал оперативную информацию о деятельности малого предпринимательства в Москве в 2015 году, из которой следует, что занятость в этом сегменте впервые с 2012 года начала сокращаться. На конец 2015 года в малом и среднем бизнесе работало 771,6 тыс. человек, что на 20 тыс. человек (или 2,6%) меньше, чем годом ранее. Наибольшее падение занятости произошло в строительстве (на 7 тыс. человек) и торговле (5 тыс. человек).
Сократился на 3,4% и другой важнейший для малого бизнеса показатель — оптовая и розничная торговля, на которую приходится 60% нетто-выручки (объем продаж товаров, работ и услуг в действующих ценах) всего сегмента. Сама нетто-выручка малых предприятий все же выросла, но всего на 3,3%, до 4,2 трлн руб. В 2014 году рост к 2013 году составил 8,8%. Небольшой рост удалось показать только благодаря приросту выручки строительных компаний (на 28%) и в сегменте операций с недвижимостью (на 8%).
Инвестиции малых предприятий Москвы в основной капитал в 2015 году упали более чем вдвое — с 9,2 млрд руб. в 2014 году до 4,9 млрд руб.
«Данные Мосгорстата отражают реальность со смягчением в три раза, — сказал РБК член президиума генсовета «Деловой России» Эдуард Гулян. — По нашим наблюдениям, падение среднего чека и их количества в Москве в 2015 году составило не менее 10%». Председатель комитета по экономике Московского отделения «Опоры России» Алексей Каневский также считает, что ситуация хуже, чем ее видит Мосгорстат. «Снижение выручки составили 10–15%, несмотря на рост цен из-за инфляции, — заявил он РБК. — Продажи алкоголя упали на 20–30% в денежном выражении, а многие предприниматели жаловались, что в канун 2016 года не было обычного предновогоднего всплеска продаж».

Что говорит бизнес
«Данные о падении выручки значительно занижены, — считает владелец интернет-магазина по оптовой продаже косметики и бытовой химии CityNature Михаил Пестерев. — Мы фиксируем у себя снижение выручки, связанное с закрытием розничных магазинов. Безусловно, это сопровождается и сокращением штата: нередко собственники магазинов увольняют продавцов и администраторов торговых точек, сами встают за прилавок обслуживать покупателей».
«2015 год закончился для меня ужасно: падение продаж во втором полугодии составило 50%, — рассказывает основатель рыбного магазина «Хариус Хаус» Сергей Захаров. — Для моей продукции, деликатесной рыбы, Новый год как 8 Марта для цветов, но продажи были катастрофические, таких не было ни в один из прошлых предновогодних сезонов».
Ольга Косец, совладелица швейного производства «Софиано» (производство в Краснодарском крае, продажа с оптового склада в Москве) считает, что в торговле продуктами и товарами первой необходимости наблюдается мощный спад товарооборота, который Мосгорстат «каким-то образом скрывает». «Наша фабрика сейчас работает далеко не на полную мощность из-за отсутствия спроса на, казалось бы, востребованную продукцию — мужские брюки, — рассказывает Косец. — Выручка по сравнению с 2014 годом упала в пять раз».
В департаменте экономической политики и развития Москвы пообещали РБК предоставить комментарий позже.

Как начался 2016-й
Ситуация в начале 2016 года по сравнению с прошлым стала намного хуже, считают предприниматели. «Если раньше в случае закрытия магазина на его месте в течение месяца открывался новый, то сейчас все чаще закрытые площади простаивают — это можно заметить, заглянув в любой торговый центр и на любую торговую улицу», — говорит Пестерев из CityNature. Выручка его компании в январе—марте 2016 года снизилась на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. «Мы вынуждены оптимизировать персонал: вместо москвичей привлекаем сотрудников для удаленной работы из других регионов РФ, — рассказывает Пестерев. — Они работают с клиентами из дома в другом регионе, где зарплаты вдвое-втрое ниже московских».
По словам Захарова из «Хариус Хауса», в первом квартале 2016 года продажи упали на 15% по сравнению с первым кварталом 2015 года. «В январе 2016 года пришлось закрыть один магазин и сократить человека, который там работал», — сожалеет предприниматель.
Из опрошенных РБК малых предпринимателей не заметил снижения выручки только владелец столичного цветочного магазина «Без роз» Артем Колпаков. «Люди продолжают покупать цветы даже после 8 марта, что удивительно, поскольку по рынку в целом чувствуется снижение морального духа», — говорит он.
Алексей Каневский из московского отделения «Опоры России» отмечает, что в первом квартале в столичной торговле все-таки отмечался небольшой рост. «Но говорить о том, что это стабилизация, пока рано, — отмечает он. — Летом небольшой торговый бизнес столицы столкнется с необходимостью продавать алкоголь через ЕГАИС, что может привести к закрытию тысяч небольших торговых точек, которые не потянут новые, пусть и небольшие, расходы в условиях сокращающегося спроса».
«Нужно говорить не о сокращении малого бизнеса, а об изменении его организационной формы. Когда статистика говорит о малом бизнесе, она говорит только о юридических лицах. Конечно, сокращение платежеспособного спроса влияет на торговлю, в том числе на малый бизнес. В то же время сокращение количества малых предприятий сопровождалось в прошлом году колоссальным ростом ИП, и это в статистике не отображено. Мы видим, что бизнес просто меняет статус юридического лица на более выгодную форму – ИП», - такой комментарий через два дня после публикации этой статьи предоставила РБК пресс-служба Департамента экономической политики и развития города Москвы. 

 

 

Источник: РБК


Статьи по теме

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies и обработкой данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.