"Эксперт РА": факторинг теряет в динамике роста из-за сложностей освоения новых сегментов
По данным исследования, снижение темпа роста оборота российских Факторов связано с переходом к освоению регионов, где работать заметно сложнее, чем в столице: нет статистики по дебиторам, бизнес менее прозрачен, кадровый голод более ощутим. В 2007 г. доля московских компаний в обороте Факторов снизилась с 57,7 до 53,6%. Ранее залогом быстрого роста рынка было привлечение крупных компаний – клиентский сегмент, который сегодня уже в основном распределен (41,5% оборота Факторов в 2007 г.). Работа с малым (17,1%) и средним бизнесом (41,4%) требует больших усилий, но пока дает меньший результат. В отраслевой структуре уменьшается доля компаний сферы оптовой торговли (с 70,8 до 59,9%) в пользу предприятий обрабатывающих производств (с 22,9 до 31,3%), строительства (с 2,6 до 7,3%) и сельского хозяйства (с 0,1 до 0,7%).
«Кризис оказал разнонаправленное воздействие на деятельность Факторов. Усилился спрос на факторинговые услуги со стороны клиентов и на факторинговые активы со стороны инвесторов. Но положительный эффект кризиса был погашен негативным: временное прекращение или изменение условий финансирования отдельными участниками не позволило рынку в полной мере использовать возросший потенциал спроса. В итоге влияние кризиса оказалось нулевым», - отмечает Марина Чернышева.
По прогнозам рейтингового агентства «Эксперт РА», объем рынка факторинга в 2008 г. составит около 36 млрд долл., а его рост вряд ли превысит 180%. Когда крупнейшие Факторы преодолеют «сложный участок пути», а работа в освоенных сегментах рынка начнет приносить большую отдачу, рост рынка станет более динамичным. Уже в 2009 г. темп роста оборота российских Факторов приблизится к 200%.
По мнению Григория Карповского Председателя правления ФК "Еврокоммерц", у факторинга в России прекрасные перспективы, но можно выделить три основных риска, характерных для отечественных компаний. На них и нужно обратить внимание участникам рынка в ближайшее время. Во-первых это ограничение по росту у подразделений банков, специализирующихся на факторинге. В отличие от самостоятельных компаний, они не имеют капитализации, возможностей для расширения собственного капитала. Во-вторых, работа с рисковыми сегментами и демпинг может привести к низким прибылям. И, наконец, поддержка общего имиджа сегмента факторинга для внешних рынков.
На основе исследования был составлен рэнкинг российских факторинговых компаний по итогам 2007 года.
Источник: Light.Finam.Ru